"Дни полной анархии": новогодние праздники глазами русских классиков
Опубликованно 14.01.2017 16:41
Сегодня Анна Михайлова, Миа "Россия"
В ночь с 13 на 14 января россияне традиционно отмечают Старый Новый год. Обычай зародился почти сто лет назад в 1918 году, когда страна перешла с Юлианского на Григорианский календарь.
О том, как прошел Новый год праздники народа в дореволюционной России, сегодня можно узнать не только из фотографии и открытки тех лет, но и произведения русских классиков. Мы собрали самых ярких литературных описаний и уникальных архивных снимков. "Ваня" Антона Чехова Группа людей зимой в санях. 1910-е годы
Ванька судорожно вздохнул и опять уставился в окно. Он вспомнил, что за елкой для господ всегда ходил в лес дед и брал с собою внука.
Это было веселое время! И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал.
Случилось прежде, чем срубить дерево, дед выкуривает трубку, долго нюхает табак, и смеется над охлажденной Vanscoy... молодые деревья, окутанные инеем, стоят и ждут, которой из них помирать? Из ниоткуда, летающие по снегу со стрелой заяц...
Дед не может кричать — держи, держи... держи! Ну, куцые дьявол! Срубленную елку дед тащил в господский дом, а там принимались убирать ее... "Пианист" Александр Куприн Новый год в доме профессора Баранова на Моховой улице. 1926
В эти дни были дни анархии, которая привела к отчаянным работников. Все условные понятия о времени разграничена, "как у людей", чаем, завтраком, обедом и ужином, смешивались в суете шума и суеты.
В то время, когда некоторые кончали обедать, другие только начинали пить утренний чай, а третьи целый день был потерян на катке в Зоологическом саду, куда они унесли с собой гору бутербродов. Стол не убирали, и буфет был открыт с утра до вечера.
Несмотря на это, случалось, что молодые, голодные совсем в неуказанное время после катания или поездок в кабинах, были отправлены на кухню депутацию к Acidface с просьбой приготовить "что-нибудь вкусненькое". "Детство Никиты", Л. Толстой Дети у елки. 1910-е годы
В гостиной, вытащил большую замороженное дерево. Его пах стучал долго и обтесанных топором, прилаживая крест. Дерево наконец подняли, и он был настолько высок, светло-зеленая верхушечка согнуты под потолком.
Из еды была холодной, но медленно собрала свои ветви оттаяли, поднялись, распушились, и по всему дому запахло хвоей. Дети принесли в гостиную груды цепей и картонки с украшениями, подставили к елке стулья и стали снимать его. Но вскоре выяснилось, что вещей немного.
Пришлось опять сесть клеить конусы, Золотые орехи, привязывать к пряничному и Крымские яблоки серебряные веревочки. За эту работу дети просидели весь вечер, покуда Лиля, опустив голову с мятым бантом на локоть, не уснула у стола. "Лето Господне" Иван Шмелев Новый год. 1900
В доме пахнет натертый пол, мастикового дерева. Лампа не горит, а только лампы. Печи треск-горела. Тихий свет, Святой. В холодном зале таинственно темнеет елка. Один проблеск алый свет лампады, звезды вроде в лесу... на дереве вниз Вяземский пряник и бусы из конфет... вы бы пососать немного, не заметил.
Такой Мороз, что все пассажиры. В черные окна блестит Мороз. Я сплю на мою книгу. Где-то гармоника играет, топотанье... должны быть на кухне. В детском зажег лампу. Красные языки из прыжка печь на замороженных окнах. Позади них звезд. Светит большая звезда, но она совсем другая. И единой, Святой, ушел. До следующего года... "Ночь перед Рождеством" Николая Гоголя Групповой портрет в традиционных костюмах. 1900
Громче и громче раздавались по улицам песни и крики. Толпа Такасаго людей повышалось даже приезжали из соседних сел. Ребята баловались и бесновался много. Часто Рождественские колядки прозвучали веселые песни, которые сразу же сумели добавить любой из молодых Казаков. Потом вдруг один из толпы вместо колядки Выпущено wedrowka.
***
Парубки и девушки аперитив подставляли мешки и ловят свою добычу. В одном месте парубки, придя со всех сторон, окружали толпу девушек: шум, крик, один бросал комом снега, другой вырвал сумку с вещами. В другом месте, девочки поймали парня, подставил ногу, и он летел вместе с мешком стремглав на землю. Казалось, вся ночь была готова повеселиться. И ночь, как нарочно, так роскошно теплилась! и еще белее казался свет месяца от блеска снега.
Категория: Культура