Украинско-российское партнерство в ядерной энергетике: конец эпохи сотрудничества


Опубликованно 16.12.2016 00:50

Украинско-российское партнерство в ядерной энергетике: конец эпохи сотрудничества

Украинский и российский ядерный и промышленных комплексов, даже после распада СССР продолжал тесно сотрудничать более 20 лет. Не удивительно, так как многие специалисты-атомщики Украины закончили политехнические институты и университеты российской федерации, начали свою карьеру на АЭС сегодня на территории России, или компании, советская ядерная промышленность и научно-исследовательских институтов соответствующего профиля. И наоборот, россияне сегодня специалисты работали на АЭС Украины или уже украинский Государственный комитет по атомной энергии Украины, до этого существовала, или же в Министерстве энергетики Украины.

Но все изменилось весной 2014 года, Аннексии Крыма, вооруженного конфликта в Донбассе с помощью современного вооружения из российской ФЕДЕРАЦИИ, и участия профессиональных российских военных, заставили украинские министерства, оператора всех АЭС Украины - НАЭК "Энергоатом" пересмотреть форматы сотрудничества с РОССИЕЙ и по возможности минимизировать. Активная работа в этом направлении началась сразу же после аннексии Крыма.

Поставки ядерного топлива и услуг на различных стадиях ядерного и топливного цикла

Украинский социально-политический кризис и последующие действия РОССИИ по оккупации Крыма и дестабилизации Юго-восточной Украины, также были вынуждены и страны ЕС принять меры, чтобы гарантировать надежность поставок электроэнергии, и не только традиционные газ и нефть, говорить о энергетической безопасности ЕС.

Именно из-за этих процессов, 28 мая 2014 года. был опубликован документ "European Energy Security Strategy", который был подготовлен на основе подробных исследований Европейской энергетической безопасности, проведенного группой европейских экспертов (доклад, опубликованный 16 июня 2014 года). В разделе 7.2. "Уран и ядерное топливо" в Стратегии отмечено, что российская федерация является ключевым конкурентом для европейских компаний в области производства ядерного топлива, и предлагает пакеты для инвестиций в ядерной цепи. В этой связи особого внимания требуют инвестиции в новые АЭС, которые будут построены в странах европейского союза на неевропейским технологии, чтобы гарантировать, что эти станции не будут зависеть только от российской федерации в поставках ядерного топлива: возможность диверсификации поставок ядерного топлива должна быть условием для любых новых инвестиций. Более того, диверсификация поставок ядерного топлива, необходимого для атомных ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ всех операторов. Это абсолютно новое слово в энергетической политике.

Проблема диверсификации поставок ядерного топлива для своих атомных ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ в Украине, присутствовали еще в середине 90-х годов, и первые шаги по диверсификации поставок ядерного топлива были сделаны в Украине в 2000 году, когда он начал реализацию проекта квалификации ядерного топлива производства компании Westinghouse. В 2008 году она подписала коммерческий контракт между НАЭК "Энергоатом" и компанией Westinghouse о поставках ядерного топлива в объеме партий на 3 украинских единицу продукции в год. Весной 2014 года был продлен контракт НАЭК "Энергоатом" и компанией Westinghouse на поставки ядерного топлива для АЭС Украины"; 30 декабря 2014 года подписано дополнение к контракту на поставку дополнительных объемов в случае форс-мажора, например, отказ РОССИИ от поставок ядерного топлива для украинских АЭС, так как возможен такой вариант, чисто по политическим причинам.

В настоящее время в рамках долгосрочной десять лет контракта между НАЭК "Энергоатом", оператор всех АЭС Украины, и российской компанией "ТОПЛИВА", подписанный в 2010 году, поставки ядерного топлива для украинских АЭС на сроки и в объемах, которые были арестованы в конце каждого года на предстоящий год в дополнение к контракту. В среднем, объем рынка ядерного топлива в Украине около 600 миллионов долларов. США в год. По условиям контракта, обогащению изотопов урана для всего объема топлива, поставляемого "ТОПЛИВА", проведенного в российской федерации.

Государственный концерн "Ядерное топливо" (Украина) владеет 10% акций ОАО "Международный центр по обогащению урана" (г. Ангарск, РОССИЯ), которые были приобретены в октябре 2010 года. Владение таким количеством акций, позволяет использовать только 60 млн. единиц разделения роботов (UTS), мощность МЦОУ по льготным ценам и обогащения урана-235 всего 4% от годового объема концентрата урана для производства тепловыделяющих сборок (ТВС) для украинских АЭС. При этом НАЭК "Энергоатом" обеспечивает около 30% до 40% концентрата урана украинского происхождения. Использование потенциала МЦОУ начал с 2012 года и провел все эти годы, в том числе в 2016 году.

В рамках контракта между НАЭК "Энергоатом" и компания Westinghouse подписали весной 2014, урана, концентрата и услуги по обогащению изотопов урана-235 предоставил компании AREVA. С 2017 года эти услуги будут приобретены у компании, URENKO. Хотя ранее, в период 2008-2012 годов российская компания "Техноснабэкспорт" предоставил изотопно обогащенный уран для НАЭК "Энергоатом" на производство ядерного топлива, технологии Westinghouse на заводе в Швеции.

Новых проектов строительства ядерных установок 3 ноября 2016 года, на заседании коллегии Государственной инспекции ядерного регулирования Украины обсудили положительные результаты государственной экспертизы по ядерной и радиационной безопасности проекта Централизованное сухое хранение отработавшего ядерного топлива (ЦХОЯТ), которое планируется построить в зоне отчуждения Чернобыльской аэс на технологии американской компании Holtek Intern. После прохождения всех внутренних процедур Госатомрегулирование Украины выдает лицензии оператора НАЭК "Энергоатом" на строительство и ввод в эксплуатацию ЦХОЯТ. Начало строительства, возможно, уже весной 2017 года, первый тур планируется завершить до конца 2018 года, Украина уже имеет опыт строительства и эксплуатации сухого хранения отработавшего топлива на сайте Запорожской аэс, который был введен в эксплуатацию в 2001 году, Таким образом, после введения ЦХОЯТ в эксплуатацию НАЭК "Энергоатом" прекращает экспорт ТОПЛИВА в российской федерации.Украина также сотрудничает с российской федерации в области обращения с отработавшим ядерным топливом, отправки с двух энергоблоков РАЭС-1,2 по преобразованию челябинской области в регион, и с 3 энергоблоков Южно-Украинской аэс, 2 - й блоки Хмельницкой аэс и 2-Ровно на длительное хранение в Тулузе (Красноярский край). Объем рынка этих услуг оценивается в $ 150 - 200 миллионов долларов в год.

16 сентября 2015 года, украинский парламент Закон Украины денонсировал Соглашение между Кабинетом министров Украины и правительством Российской федерации о сотрудничестве в создании третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой аэс, который был подписан в 2010 году. Российская компания "Атомстройэкспорт" как подрядчик должен построить на ХАЭС два реактора типа ВВЭР-1000 проекта 392Б с вводом в эксплуатацию в 2015-2016.

Проект не был запущен в предвоенные годы, поскольку украинскую сторону не устраивают условия предоставления кредита на достройку ХАЭС-3,4. В соответствии с Соглашением, российская сторона была предоставить государству кредит с низкой процентной ставкой в размере 85% от расходов на строительство и ввод в эксплуатацию (в соответствии с ТЕХНИКО-экономического обоснования проекта оценивается в сумму около 5 миллиардов долларов США), как это удобно для других стран, в которых она строит АЭС по своей технологии. Однако, после подписания Соглашения, российская сторона заявила о предоставлении только кредит гораздо более высокие проценты. Второй конфликт пары становится выбор поставщиков оборудования и услуг во время строительства. Предварительные договоренности о максимальном использовании потенциала украинских поставщиков и субподрядчиков были пропущены российской стороной.

Впоследствии, авария произошла на японской аэс "Фукусима-Дайити". Украина, не будучи членом ЕС, присоединилась к инициативе ЕС на внеочередной переоценке безопасности всех своих производственных единиц (н. стресс-тесты). В зависимости от результатов стресс-тестов украинских АЭС Госатомрегулирования, требуя новых проектов аэс, опираясь на рекомендации ЗАЯРО (Ассоциация западноевропейских органов ядерного регулирования) "проектная безопасность новых АЭС". Документ был опубликован в ноябре 2012 года. Эти требования направлены на: пересмотр подхода к управлению тяжелыми авариями, а также определение критериев приемлемости (т. е. проект новой ядерной установки должен доказать, что серьезных аварий с расплавления активной зоны не приводят к радиологические последствия за пределами санитарно-защитной зоны, требующие эвакуации населения); самый жесткий запас безопасности по сравнению с масштабом, спектр возможных рисков природных и технологических эффектов комбинаций эффектов (в частности, исследования сейсмических нагрузок должна быть увеличена на 100%); обеспечения долгосрочного выполнения функций безопасности в условиях полного обесточивания и потери конечного поглотителя (для обеспечения «выживания» реактора не менее 72 часов при полном обесточивании, н. автономия "ядерного острова"), и не менее чем за 14 дней вне обесточивании (т. н. автономии аэс).

Проект энергоблока с реакторами ВВЭР-1000, который содержится в Соглашении о реализации, уже не удовлетворяет этим требованиям. Новый проект реактора аэс-2006, предложенный российской федерации, не украинская сторона, по различным причинам, в том числе и потому, что конкурс был проведен при использовании уже существующих строительных конструкций под ХАЭС-3,4. Новый проект предполагает строительство с нуля, поэтому цены выросли вдвое. Кроме того, более справедливым было бы объявить новый конкурс с участием ведущих мировых компаний холдинга реакторов установок. Агрессия российской федерации в отношении Украины была возможность прекратить бесплодные переговоры и оформить извещения официального Соглашения.

Заморожен также проект " создание производства ядерного топлива на территории Украины по технологии компании "ТОПЛИВА", для реализации которого было создано украинско-российское СП (ЧАО "Завод по производству ядерного топлива", в котором 50%+1 акция принадлежат ГК "Ядерное топливо", а 50% - 1 акция российского общества "ТОПЛИВА"). Технико-экономическое обоснование проекта и площадка для размещения завода были утверждены советом Министров Украины от 27 июня 2012 года, соответствующим распоряжением.Проект энергоблока с реакторами ВВЭР-1000, который содержится в Соглашении о реализации, уже не удовлетворяет этим требованиям. Новый проект реактора аэс-2006, предложенный российской федерации, не украинская сторона, по различным причинам, в том числе и потому, что конкурс был проведен при использовании уже существующих строительных конструкций под ХАЭС-3,4. Новый проект предполагает строительство с нуля, поэтому цены выросли вдвое. Кроме того, более справедливым было бы объявить новый конкурс с участием ведущих мировых компаний холдинга реакторов установок. Агрессия российской федерации в отношении Украины была возможность прекратить бесплодные переговоры и оформить извещения официального Соглашения.

В соответствии с законодательством строительство завода по производству ядерного топлива (как и любой другой ядерной установки) может начаться только при наличии лицензии Госатомрегулирования на "строительство и ввод в эксплуатацию ядерной установки". В свою очередь, два основных условия выдачи такой лицензии является утверждение Госатомрегулирования предварительный отчет по анализу безопасности (ПОАБ) и одобрение Кабинетом Министров Украины проекта ядерной установки.

ПСАРЬ завода по производству ядерного топлива был одобрен Госатомрегулирования 04.12.2013, и этот проект ядерной установки, несмотря на получение 12.12.2013, "Укргосстройэкспертиза" Экспертов отчет (положительный) по рассмотрению документации по проекту Строительства завода по производству ядерного топлива", и не был одобрен, в течение 2014-2015 годов, Новое руководство Минэнергоуголь Украины стала понимать условия договора, и пришел к выводу, что проект не выгоден Украине, поскольку в соответствии с контрактом, Украина не является владельцем технологии, и имеет только право их использовать. В случае форс-мажора, украинская сторона этого права может потерять. Также проектная мощность завода превышает потребности Украины, но он не работал на продажу излишков производства. Аннексии Крыма и военной агрессии РФ в Донбассе также был причиной замораживания проекта.

В связи с окончанием возможно на срок, определенный законом для рассмотрения заявительных документов (на самом деле, по формальным основаниям) 24 ноября 2015 года. Госатомрегулирование Украины отказался от СП "Завод по производству ядерного топлива" в выдаче лицензии на строительство и эксплуатацию завода из-за неутверждения в установленном порядке проекта ядерной установки, и, следовательно, отсутствия оснований для выдачи такой лицензии.

Оборудования и инжиниринговых услуг при модернизации и продления срока эксплуатации украинских АЭС

В украинском законодательстве, регулирующих использование ядерной энергии в мирных целях, не предусматривает существование таких учреждений, как Главного конструктора реакторной установки, и главный научный консультант, которые существовали в советское время, и которые остались в РОССИИ. Полную ответственность за безопасность при эксплуатации ядерных установок в Украине эксплуатанта. Он выбирает и классифицирует поставщиков оборудования и услуг. Тем не менее, русских, коллег, опираясь на свой сегодняшний и советский опыт, считают, что все операторы реакторов ВВЭР, в том числе украинский, обязаны согласовывать с упомянутых "Основных" технических решений по модернизации станций, замена оборудования, сопровождающие процесс продления срока эксплуатации украинских АЭС за разработку 30 лет.

В рамках сокращения зависимости от российской федерации в поставках запчастей компании осваивают производство новых изделий. Таким образом, украинская компания ПАО "Турбоатом" освоил производство рабочих лопаток турбин с высокой скоростью производства в россии "Сила машины". Как известно, "Турбоатом" производит медленные паровых турбин для АЭС. Искали возможность изготовить запасные части, например, для дизель-генераторов, производства российской компании "Дизельэнерго". Касается это и другие услуги.

Система радиационного контроля теплоносителя первого контура по реперным радионуклидам, мониторингу состояния для всех украинских АЭС (так называемые "стандартные" посты управления), программно-технические комплексы автоматизированных систем управления технологическими процессами, систем контроля и управления для атомных ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ, реакторов ВВЭР разработаны и изготовлены украинских предприятий.

В 2007-2012, работы по продлению срока эксплуатации энергоблоков РАЭС-1,2, ЮУАЭС-1) привлекать российских специалистов для проектирования и разработки институтов и предприятий, таких как подольский ОКБ "Гидропресс", "Газпроект", "Центр материаловедения и ресурса", РНЦ "Курчатовский институт", ЦКТИ-Вибросейсм (г. Санкт-Петербург), ФГУП "ИНСТИТУТ конструкционных материалов "Прометей" (г. Санкт-Петербург), и другие.

В настоящее время НАЭК "Энергоатом" для проведения исследования, расчетов, обоснования безопасности, опирается на национальные организации и компании, среди которых известный еще со времен ссср, научно-исследовательский институт строительства, Киевский и Харьковский "Энергопроект" (дизайнеры украинских АЭС), Киев, институт инженерных исследований и исследований, Институт геофизики.С.Субботина, Институт ядерных исследований, Институт электросварки. Е. Патона, Институт физико-технический институт Национальной академии наук Украины, и многие другие, которые возникли за 25 лет независимости Украины.

Активное сотрудничество на многие вопросы, связанные с безопасностью эксплуатации ядерных установок, в последний раз, что происходит между НАЭК "Энергоатом" и европейские компании Институт ядерных исследований (Ржеж, Чешская республика), компании Skoda и UNIX (чехия), IBERDROLA Ingenieria Construccion (Испания), TUV (ГЕРМАНИЯ), AREVA (Франция), Scandpower (Швеция). Естественно, что американские компании вышли на украинский рынок инжиниринговых услуг.

Можно констатировать, что российской федерации в Украине, полностью потеряла рынок инженерно-технических услуг для атомных ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ и других ядерных установок, в том числе для обращения с оят и радиоактивными отходами. Научно-технического сопровождения безопасной эксплуатации аэс, без участия организаций из россии, наш оператор справляется очень хорошо. Как показывают результаты многочисленных миссий международных организаций, таких как МАГАТЭ, ВАО аэс, это подтверждающие.

В заключение. Украина будет максимально сократить сотрудничество с российскими предприятиями, которые ранее были поставщиками товаров и услуг для украинских АЭС и объектов, предназначенных для обращения с оят, обращение с радиоактивными отходами, не говоря уже о проектах нового строительства в этой области.

Тем не менее, из-за специфичности такого продукта, как тепловыделяющая сборка для реакторов типа ВВЭР, технологией производства, которой владеют только две компании в мире "ТОПЛИВА" и Westinghouse, и наличие действующего договора между НАЭК "Энергоатом" и "ТОПЛИВА на период до 2020 года включительно, о поставках ядерного топлива, сотрудничество продолжается. На мой взгляд, контракт на поставку после 2020 года между украинским оператором и российское общество в силу договора будет отличаться значительно. Концентрат урана и обогащения изотопов, скорее всего, будут закупаться на мировом рынке и "ТВЭЛу" остается, как фальсификация. Второй поставщик Украина будет в состоянии сохранить, чтобы создать конкурентные условия оплаты и технологии конкуренции, вопрос остается, что свою долю на рынке ядерного топлива в Украине.

Ольга Кошарная

Эта статья была подготовлена для публикации Russian Analytical Digest № 193 Nuclear Issues, 30 Ноября , опубликован Center for Security Stadies, ETH Zurich.



Категория: Авто-спорт