Алексей Иванов: писатель видит мир как историю, которую можно рассказать
Опубликованно 15.12.2016 04:28
Алексей Иванов известен как автор одиннадцати книг, в том числе и "сердце Пармы", "золото бунта", "географ глобус пропил", "ненастье" и другие. Его новый роман "Тобол. Много званных" — первая часть амбициозного исторические романы, действие которого разворачивается в Сибири в эпоху Петра Великого. Книга представляет собой синтез жанров, сочетая политический Триллер в декорациях XVIII века, исторический роман и фэнтези. В интервью Высоковольтная РИА Новости Валери Автор объяснил, почему "Тобол" - это исторический роман, рассказал, сколько вдохновения нужно, чтобы написать хорошую работу и поделился своим видением современной эпохи.
— Как возникла идея "Тобол" и как долго вы работали над ним?
— Уже пошел третий год я занимаюсь этим проектом. Я работаю над романом и будет работать в течение длительного времени. Пока готов только первый том, второй выйдет в конце лета или в начале осени. Этот роман я пишу свой собственный сценарий восьмисерийный сериал о истории Сибири. Я выбрал времен Петра, потому что хорошо знаю их. Я написал сценарий, а потом решил, что этот материал хорошо бы сделать роман. Из этого родилась "Тобол".
— Именно поэтому книга имеет подзаголовок "роман пеплум"?
Не совсем. Это ссылка на кинематографическое видение событий.
— Пеплум — Жанр исторического кино. Я заметил, что "Тобол" разделен на четыре части, каждая из которых разделена на небольшие главки. Форма произведения стала такой из-за жанра?
— Если сценарий не был, я все равно написал бы о том же. Я пишу, думая, близко к киношным. Я работаю писателей — на эпизоды. Новый роман, я думаю, идет из кино. Это аналог Формат сериала. Это самый продвинутый виде пленки, которая постепенно выходит на первое место. Появился Формат сериала в эпоху постмодерна. Эта работа основана на специальных принципах. В первую очередь-это синтез нескольких парадигм, что до эпохи постмодернизма были друг другу противоположны. Самый известный пример драматического сериала "Игра престолов": с одной стороны, это фэнтези, с другой — это, так сказать, исторического натурализма. Фантазия-это полностью фантастика, исторический натурализм базируется на реальности. История и фантастика противоположны друг другу, но в "игре" они сливаются вместе. Свойство постмодерна состоит в том, чтобы органично соединить противоположные сущности.
— Некоторые критики говорят о смерти романной форме, и ваши слова предполагают ту же идею. Оказывается, есть новый роман, а старый уходит в прошлое?
Критики любят что-то похоронить, они пару могильщиков культуры. Ничто не уходит в прошлое, продолжает существовать, только один становится все более актуальной. С толстым романом все хорошо, он все еще здесь и даже занимает лидирующие позиции. Посмотрите на книги, которые становятся бестселлерами — "Гарри Поттер" или же саге Джорджа Мартина. Пулитцеровская премия была присуждена роману Элинор Кэттон "светила" — толстый роман в истории "Букера".
— Вы упомянули "игру престолов". Какие другие серии вы можете привести пример?
— На неопределенный срок. "Подпольная Империя", "карточный домик", "винил", "Борджиа", "Кремниевая долина", "безумцы" и "Ходячие мертвецы". Главный продюсер kamerilov — американское кино в первую очередь компании как HBO и AMC. Есть и другие производители. Я пытаюсь отслеживать этот процесс на "Эмми": я буду смотреть то, что получает "Эмми", чтобы научиться от коллег.
— Я понимаю, что "Тобол" мы тоже скоро увидим на экранах?
— К сожалению, не скоро. Съемки начнутся в марте, сделать это будет долгая работа над ней завершится в 2018 году, и будет показывать его в 2019 году. Интерес до сих пор показывают по Первому каналу.
— Какова будет Продолжительность серии?
Восемь эпизодов. Кроме того, художественный фильм, который будет идти в широком прокате.
— А кто будет исполнять главную роль? Можно ли говорить о существовании главного героя в романе "Тобол"?
— Я думаю, правильнее сказать, что главный герой, но есть персонажи, вокруг которых все завязано. Шоу будет точно так же. Насколько я знаю, роль Ремезов будет исполнять Дмитрий Назаров, роль сына Павла Табакова роль Петра I — Кира Найтли, в роли митрополита Филофея — Александр Михайлов, роль князь Гагарин, губернатор Сибири, Виктор Раков.
— Какова доля вашего участия? Вы как-то управлять процессом?
К сожалению, фильм не очень удачным. В зарубежных директора промышленности и сценарист, выполняют каждый свою часть работы, потому что специалист в драме — писатель и директор в первую очередь отвечает за изображение. В России, директор вмешивается в сюжет, но его мотивация проста: публика глупая, он должен шаблон ходы, банальные развязки, персонажи клишированные. Моя задача-защищать сценарий в формате dramaserials, а не очередной исторический shaliuhe.
— Вы верите, что российское ТВ показывает далеко не тот уровень?
Далеко, но прорывы. Но эти прорывы происходят из-за необычайных способностях одного человека, а не на те, что строили промышленность.
— Какие телепередачи вы считаете прорывом?
— Прежде всего "оттепель" Валерия Тодоровского. Тодоровский и автором идеи, и режиссером, сопродюсером и соавтором сценария. То есть сам шоураннер.
— Вы хотите вернуться после двух частей "Тобол" в третий?
— Нет, я не хочу. Во-первых, потому что я убил половину персонажей, и у меня нет никого, чтобы продолжить историю. Во-вторых, потому что я заинтересован в разнообразии, а в три года я устаю и от персонажей и темы.
— В жанре пеплум-это не задача точной реконструкции событий. Какими источниками пользовались вы и каков процент точности в вашей работе?
Пеплум-это просто красивое определение. Я стремлюсь к исторической точности. Исторический Жанр является то, что героями движет историческим процессом. Возьмите Три мушкетера: Д'Артаньян и мушкетеры не мотивированные войны католиков с Гугенотами, и честь, дружба, месть, любовь. Это роман, построенный на историческом материале, но это не исторические. В моем случае герои мотивированы истории.
В "Тоболе" есть небольшие отклонения от фактов, но это делается исключительно в интересах резкие выражения. Например, в романе митрополит Филофей узнает о смерти другого священника в миссионерской поездки для иностранцев. В действительности, он узнал это во время паломничества в Киево-Печерскую Лавру. Но в том и в другом случае новость приходит как мистическое видение. Для истории неважно, где это произошло, просто как. Таким образом, "Тобол" - это исторический роман. Но она сделана в жанре магического реализма. Магический реализм-это когда автор придумывает чудеса для удовольствия читателей, а когда чудес, порожденных культурной среды эпохи. Используя их, я покажу, как мир увидел людей того времени. Язычники видели в храмах их богов и демонов, колдовство, и Тайга была такой же обыденностью, как рыбалка или охота. И Кристиан увидел знамения и святых Чудотворца. Например, есть жизнь митрополита Филофея (он причислен к лику святых), который рассказывает о чудесах, которые происходили во время своих миссионерских путешествий. Я говорю одни и те же истории, но повернуть разговор на что-то вроде фэнтези. С одной стороны-мистицизм, с другой стороны, опора на факт и документ. Такое последовательное сочетание фантастики и реальности — суть магического реализма.
— Вы пишете документальные книги довольно много, а также романы, которые сочетают в себе историю и вымысел. Не у вас есть идея написать учебник по истории?
— У меня никогда не было амбиций, чтобы написать учебник по истории, но я написал несколько научно-популярных книг об истории, в том числе возвращение в "Тобол", я выпустил научно-популярную книгу "джунгли". Это история российской государственности в Сибири от Ермака до Петра, как это было в реальности.
— Сейчас часто говорят о фальсификации истории, на 28 Панфиловцев. Что вы думаете об этом? Почему сейчас все так заинтересованы в этих событиях?
— Надо отличать мошенничество, мифологизация и художественного отображения, которые присутствуют в произведениях искусства. В истории существуют легенды, мифы, политические формулы, и это нормально. Те же 28 Панфиловцев превратилась в миф. Не надо бороться с мифами, самое главное, чтобы люди поняли, где реальные истории, где исторический миф. Если этот миф для народа — пусть будет. Но часто в истории правительство ищет легитимности статус-кво, который сейчас разрабатывается. Что предприняла некоторые нынешние идеологии и спускается в далеком прошлом. Это не должно быть разрешено.
— Два ваших последний роман "ненастье" и "Тобол" имеют абсолютно разное восприятие. "Ненастье" - это пронзительная книга, иногда достаточно беспощадный к читателю. "Тобол" — не легче, она тоже иногда жестокий, но в нем есть доля юмора. Как один писатель может сделать две такие разные работы?
— Я не вижу каких-либо затруднений. Я просто трезво и здраво понимаю, что я хочу написать. Когда я писал "ненастье", я знал, что я хотел написать реализм на грани натурализма, модель классического русского романа, ни в коем случае не постмодерн. Когда я начал писать "Тобол", я знал, что я хотел написать исторический роман, и игривым характером. Игровые — не такой игривый, веселый. Это просто иная подача материала. Например, в классических традициях героев иллюстрируют социальную среду. Описано, например, фермер — это конечно угнетенных в крепостное право, и хозяин забрал невесту. Но положение крестьянина можно охарактеризовать и ключ Жанр. Например, фермер найдет сокровище. Жизнь крестьянина не изменится, но история сразу становится интерактивным. Герой является примером социальной среды, и бьет ее из-за интриги сюжета. И в "Тоболе" все персонажи что-то делают: губернатор в сговоре с китайцами на несанкционированный войны, купец-бухарец прокладывает движения за нелегальный сбыт пушнины, фанатик-раскольник планирует совершить массовое самосожжение в плен шведа тайно карте Иртыша, сбежавшую девочку у иностранцев охоту на медведя-людоеда и так далее. Игровой персонаж романа, в сочетании с магическим реализмом, чего не произошло в историческом жанре.
— В одном интервью Вы сказали, что уже не молодой человек, чтобы поддаваться капризам музы. Вы профессионал, который садится и пишет без каких-либо оправданий. За точность цитаты не ручаюсь, но смысл был такой. Не волнуйся момент вдохновения?
— Когда на встречах с читателями я начал говорить, что вдохновение не важно, я вижу разочарование. Но я говорю с точки зрения профессионального писателя, который уже написал кучу романов. Я знаю, как это работает. А идея вдохновения, которые авторы руководства, - это наивный миф. Стихи можно писать по вдохновению, а роман-это огромный труд и вдохновения на это просто физически не хватает. Представьте себе хирурга, который будет удалять аппендицит пациента только по вдохновению. Это непрофессионально. Когда ты придумываешь роман, конечно, вдохновение нужно.
Когда вы начнете писать, поймете, что я придумал, вдохновение больше не требуется. Но изобретательство-это десятая часть от общего количества времени, а в остальном — тихая работа с трезвой головой.
— Как вы считаете, возможно ли сразу стать писателем или к этому можно только прийти?
— Если Вы не прирожденный писатель, вопрос о том, как стать писателем, просто не возникает. Как, как? Получил пишите. И ремесленные навыки приходят с опытом. Важно в том, как ваша личность. Мне кажется, что писатель-это тот, кто видит мир как текст, как историю можно рассказать. Например, если вы фотограф вы видите мир как интересный кадр, если журналист — как новости, Вы сразу же можете обрушить на головы зрителей. Или если ты вор, ты видишь мир как чужой карман: что я могу украсть?
— Вы видите мир как текст?
Да. Я всегда хотел быть писателем. Мне казалось, что это самая романтичная и увлекательная профессия в мире. Недавно я нашла свою школьную тетрадку. На ней было написано "Алеша Иванов, 6 лет. "Три Робинзона. Роман," а потом три страницы, исписанные детским почерком. То есть, я уже шесть лет собирался написать роман.
— Ваши романы не всегда хорошо подходит для экранизации. Как режиссер вы этот мир не видишь?
— Эта профессия мне совсем неинтересен. Меня много раз спрашивали на съемки, я пошел по мере необходимости, но это не мое. Писать сценарий, говорить о ней как завороженный. И сборки рамы разработка мизансцены-сцены, чтобы объяснить актерам — не мое.
Я мои тексты по двум причинам. Во-первых, я пишу в русле классической русской традиции, и это всегда получается сюжет. Я люблю сбалансированный сюжет, понятное драматургии всех действий. Во-вторых, я историк искусства по образованию, и тот, кто может описать картину.
— Я правильно понимаю, что "ненастье" станет серия?
— Да, снимать его будет Сергей Урсуляк, продюсер канала "Россия 1".
— Как вы относитесь литературных премий?
— Мое участие в этих процессах было как-то странно. "Географ глобус пропил", "сердце Пармы", "золото бунта" был номинирован на все премии большая тройка, но они были проигнорированы. Тогда я понял, что награду получают участники Литературного толпы, или тех, кто лоялен к партии, или фигура компромисса. В партиях я не участвую, тусовочные мне противно и фигура компромисса я не. Так за десять лет я ушел из призового процесс.
— Почему вы решили вернуться?
— Я недавно переехал в издательстве "АСТ" и убедил меня вернуться в Премиум. Но оказалось, что ситуация не изменилась и я по-прежнему имеют место. Возвращение было ошибкой я никогда не буду повторяться.
— Что вы читаете в свободное время?
— Я часто читаю нон-фикшн, главным образом в переводе. Иногда романы, тоже переводной, чтобы наблюдать за развитием событий в зарубежной литературе, потому что тенденции там и я хочу быть в курсе.
— В нашей литературе тенденция в истории. Почему это происходит?
— Я думаю, что это не в интересах истории и даже идеологии. Сейчас реалистический роман о современности не работает. Эра Facebook изменилось само восприятие художественного текста. Роман теперь понимается как сообщение о проблемах конкретного человека, а не как художественное высказывание.
Только представьте, теперь приходит роман о двух враждующих семьях и их дети полюбили друг друга. Чтобы решить проблему, они не удалось инсценировать самоубийство, а затем убить себя. Как эта история будет теперь? Facebook распространять огромное количество историй о чьих-то друзей в такой же ситуации и решения, которые они выбрали. Там будут сотни комментариев с советами, что мне делать "Ромео и Джульетта". Многие начнут издеваться над своей наивности и бездарности автора, который их создал. И работа не займет место в культуре. Когда Достоевский писал свои романы в хрониках слушания, и теперь романы воспринимаются читателями как судебные Хроники. Так устроена нынешняя общения. Люди думают, что реальности и художественной реальности относятся друг к другу как онлайн, так и оффлайн. Но это не правда. И из-за времени, можно говорить только через призму постмодернизма, Жанр литературы или истории.
— Вы думали о том, что вы будете писать после "Тобола"?
— Жизнь непредсказуема, все может случиться не так, как планировалось. Но мне нравится тема речного флота, и я хотел написать роман о боях бронированных пароходов во время Гражданской войны.
Категория: Культура