Журналисты рассказали, как бывшие боевики "Новороссии" возвращаются в Украину


Опубликованно 17.11.2016 03:46

Журналисты рассказали, как бывшие боевики "Новороссии" возвращаются в Украину

Как сообщили в СБУ, в программе не предусмотрено Минскими соглашениями, это инициатива Киева.

Так, "Дойче Велле" удалось пообщаться с двумя бывшими бойцами: Зоя и Владимир (имена и место жительства героев изменены по соображениям безопасности), рассказал, как все было, прося их не раскрывать все подробности о налете на их возвращение.

По словам Зои, в 2015 году она провела шесть месяцев в качестве наводчика в так называемой "народной милиции ДНР". На подконтрольной Киеву территории, и возвратился после того как ее муж, который тоже был в рядах пророссийских боевиков. "Один из товарищей рассказал ему о программе возвращения, - говорит Зоя. Мы сомневались, боялись. Думал вернуться, а потом еще год бесплатно работать на Украину - мы копаем окопы, чтобы загрузить боеприпасы. Ну да, это все в "новой России", - сказал. Но муж не верил и спокойно пошел. И за последние два месяца мы дома."

До войны Зоя работала швеей, Пекарем, мыла машины. На вопрос, почему она и ее муж были в рядах пророссийских боевиков, открыто говорит, что самопровозглашенные "ЛНР" не были общестроительные работы. В разгар конфликта на Донбассе так называемые "военные администрации" города, который находился под контролем сепаратистов, хорошо оплачиваемых бойцов и давали продовольственные пайки.

"Мой муж говорит, пойдем. Pataha (15 тысяч рублей - около 215 евро - УНИАН) бесплатно. Рублей, - продолжает Зои. Там был знакомый. Мне сказали, что положении сидя, стоя с автоматами на КПП, чистка картошки в столовой. Ну, мы пошли. Они регулярно платили нам. Дважды отправился на стрельбище для стрельбы по мишеням. Боев не будет".

"Бои" принимает участие в боях с оружием в руках, объясняет полковник СБУ Игорь Кутепов.

Как отмечается, он является одним из кураторов программы по возвращению. Летом 2015 года СБУ уже обращалась ко многим украинским гражданам, которые хотели вернуться на подконтрольные Киеву территории членов их семей. "Идея состоит в том, чтобы вернуться. Не нужно никаких специальных амнистий. Сегодня в рамках уголовного кодекса Украины предусмотрено это 258 и 260 статье, - говорит милиционер. - Речь идет о публичных призывах к осуществлению террористической атаки, создание или участие в незаконном вооруженном формировании".

По словам Кутепова, когда человек попадает на подконтрольные Киеву стороне, против него возбуждено уголовное дело, факты участия в боях тщательно проверить, допросить свидетелей.

"Мне дали специальную форму, - говорит Зоя. - У меня написано, когда и в каком подразделении был, что учился на своих ошибках, не надо проливать кровь, я хочу воспользоваться программой СБУ и вернуться домой. Дал следователю и все". В течение двух месяцев суд отпустил Зои и ее мужа от уголовной ответственности. Теперь она хочет взять с "другой стороны" семьи.

Кутепов говорит, что до сих пор люди, которым нечего бояться: проверка показала, что серьезных преступлений они не совершали. Те, кто знают, что наказания не избежать, по словам Кутепова, около 30 процентов - не вернуться.

Бывшие члены незаконных вооруженных формирований говорят, что они вернутся домой только выглядит. На самом деле, это много месяцев спецоперация СБУ с маскировкой, маскировкой, длительные переговоры. Если враг узнает, что кто-то захочет сдаться, человека могут убить.

Второй источник журналистов, Владимир признает, что обратно ему было тяжело.

"Сначала я не верил, что я буду оправдываться. Идем на блокпост к сепаратистам было проще, - говорит мужчина. - Тогда не было ни драк, ничего. Он сидел себе, плюет семечки, пить пиво и не думать о войне."

Владимир еще тридцать. Он женат и имеет детей. Работает в качестве наладчика оборудования на одно из государственных предприятий. До войны он был Шахтером и получил пять тысяч гривен. Весной 2014 года, агитаторов так называемой "новороссии" попросила местных мужчин дежурить возле памятника Советским деятелям - ответил Владимир.

"На площади заявил, что западные Украину придут "правосеки" наши памятники валить. Постепенно эта пропаганда работать", - говорит мужчина. Он говорит, что те, кто имел охотничье ружье, начали дежурить с ним. "Потом появились блокпосты, и когда формируются отряды самообороны из России начали получать боевое оружие", - говорит Владимир. Когда начались боевые действия, он отправил семью к родственникам в Россию, и он подрядился выполнить ремонт автомобилей пророссийских боевиков. "Зачем идти в шахту, когда вы можете остаться на поверхности? Я согласился. Зарплата была одинаковой", - пояснил он.

Когда украинская армия подошла к городу, у него был пистолет охраняли мост через реку, чтобы не быть взорваны военными. Говорит, что украинских солдат или мирных жителей целился - его брат служил в украинской армии. Но когда его деревни начали взрываться бомбы, все сбежали в Россию.

Вернувшись домой почти через год он убедил брата. Он также сообщил СБУ о желании Владимира казаться. СБУ провела спецоперацию и вывела мужа из подконтрольной боевикам территории. Его семья уже вернулась. Суд во Владимирской оправдано. Сегодня они находятся под минимальным контролем. "Придите ко мне, от тела, гадая, все ли в порядке. Да, все правильно", - говорит Владимир.

Зоя и Владимир говорят, что главная причина их возвращения на подконтрольную Киеву территорию было разочарование "русского мира" и стремление жить дома. Зои признается, что когда российские военные стали "переподчинили" ополченцев своей армии, это стало последней каплей. С приходом "власти" так называемой "ДНР" и "ЛНР" люди массово пошли жаловаться на командиров, и они начали быть брошен в тюрьму. "Мы смотрели на них как на кумиров, но они убили так много людей, "bootimage" машины, квартиры, - говорит Зоя. Один получил пожизненное заключение. Незадолго до того, как он за 20 тысяч долларов купил в Стахановскими темпами. Откуда у человека деньги?"

Первый участник программы возвращается на подконтрольной Киеву территории на 18 августа 2015 года.



Категория: Мобильная техника