Станет ли третий транш МВФ последним
Опубликованно 07.10.2016 18:00
Ключевой кредитор Украины - Международный валютный фонд в начале октября опубликовала доклад о ситуации в экономике Украины и внесла рекомендации для дальнейших преобразований в период до конца года. Впервые в истории отношений с МВФ Киев получил не только список определенных глобальных решений, достаточных для первых программное обеспечение канавы, и это набор конкретных целей в наиболее проблемных областей. Жесткие и непопулярные решения, как уже осуществленному повышения тарифов, необходимо принять в банковской сфере, налогообложении фермеров, реформа пенсионной системы, электронные декларации и в области движения земли.
Соблюдение условий предоставления кредитов для страны получить четвертый кредитный транш на 1,3 млрд долл., в начале декабря. И, как сказал первый вице-премьер-министр экономического развития и торговли Степан Кубив, то важным здесь является не сумма кредита, транша, и положительная оценка реформ, проводимых властью.
Но если продолжать реформы? Почти каждый абзац структурных фар, заявленных Фондом, вещь политических и экономических. Проблема в том, что его разрешение, пошел против общего направления, выданные по Киеву советы.
В частности, Верховная Рада в четверг почти конституционным большинством поспешили продлить на один год, на этот раз до 2018 года - мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения. Депутаты обосновали этот шаг нужно делать паузы для подготовки и качество нормативно-правовой базы в области земельных отношений. Шестнадцать лет действующего в стране запрета на продажу земли оказалось достаточно.
Между тем, программа реформ, парламент совместно с правительством должен был еще в сентябре выиграть пакет законопроектов по удалению введение рынка земли уже с 1 января 2017 года. Введение оборота земель был и остается одним из основных требований МВФ к Украине, потому что де-факто тень революции земли существует, но государство не получает никакого дохода.
"Использование значительного массива сельскохозяйственных земель в значительной степени ограничены законом, который запрещает владельцам земельных участков, продаже земли более эффективным хозяевам или использовать его в качестве залога под кредиты", - отмечает МВФ. - Изменения в законодательстве, чтобы открыть возможность для осуществления земельных сделок, что принесет государству экономические выгоды, доходы и налоговые поступления".
К слову, о необходимости открытия рынка земли, говорил и президент Петр Порошенко, и многие лидеры мнений экспертов.
"Земельная реформа может стать одним из самых важных и решающих факторов развития страны и развития сельских районов. Конечно, должны быть условия для открытия рынков (земли – УНИАН), но мы считаем, что все возможно. Вы можете уменьшить риск, что рынок не является прозрачным, можно сделать ограничения, которые не позволяют злоупотреблять, и сделают, что рынок работать в интересах развития страны. И это, видимо, один из самых важных приоритетов. Продление моратория (на продажу земли – УНИАН) - это плохое решение. И здесь мы должны найти политический консенсус", - сказал сопредседатель группы по стратегии советников в поддержку Украины реформы Иван Миклош.
В МВФ, "участок" усилия, пока не комментируется, но в октябре в Киеве ждет оценки от миссии Фонда. Конечно, вопрос рынка земли, будет одним из центральных на предстоящих дискуссий.
Рецепты Фонда
Земельный вопрос-не единственный, поставленный на Украину. Список рекомендаций МВФ для здоровья нашей недоразвитой и больной экономики - это порядка 150 страниц убористого текста с графиками и таблицами. Ниже перечислены наиболее важные пункты повестки дня.
В банковском секторе Фонд предлагает сконцентрировать усилия на рекапитализацию банков, совершенствования управления государственными банками и Фондом гарантирования депозитов, улучшение банковского надзора, а также принять план действий в случае возникновения сбоев в системе банков. При этом МВФ одобрил усилия Национального банка Украины создавать банковскую систему, и рекомендовал "продолжать эти усилия с тем же усердием".
В налоговой сфере, МВФ настаивает на отмене упрощенной системы налогообложения для юридических лиц, а также отмене спецрежима уплаты НДС для агропромышленного комплекса, введенного в январе этого года на период до 12 месяцев.
"Специальный режим НДС для агропромышленного комплекса было принято в качестве временной меры, но мы считаем, что нет необходимости ее сохранения после 1 января 2017 года. Начиная с этой даты и далее, должен применяться общий режим налогообложения для агропроизводителей", - говорится в отчете Фонда.
Решений по вопросам пенсионной реформы ожидают к концу года. И Украины, необходимо определить модель работы всей системы, что позволит избежать дефицита Пенсионного фонда. Среди механизмов данной модели, - повышение пенсионного возраста, упразднение льготных пенсий, баланс пособий, введение элементов накопительной системы.
"До конца декабря не предусматривает повышение возраста выхода на пенсию. Дело в том, что до конца года мы должны определиться с моделью пенсионной реформы. Точка, - прокомментировал рекомендации МВФ, министр финансов Александр Данилюк. - Возможно, эта модель (которая будет избрана - УНИАН) будет включать в себя постепенное увеличение возраста выхода на пенсию, но так как это пока не вопрос. Будет работать межведомственная группа, будем искать решение. И это будет наше суверенное решение. Задача построения справедливой системы пенсионного обеспечения, которая гарантирует, что выходило на пенсии пенсионеров".
В области управления госсектором МВФ рекомендует сделать прозрачной приватизации в условиях рынка, так и компаний, которые уже заявлены на продажу, а также проверка других госактивов с выделением ее стратегических объектов, не подлежащих продаже), компании, которые будут продаваться позже, и компании, которые будут ликвидированы.
В энергетическом секторе Украины предлагают внедрить Ежеквартальный пересмотр цен на газ и Отопление для населения, если эти цены варьируются в зависимости от уровня паритета импорта более чем на 10%, а также убедиться в том, что субсидии на жилищно-коммунальные услуги не превышали предусмотренных в бюджете суммы. И, в рамках гранта правительства рекомендуют делать монетизацией платежей и представить проекты решений в этой области, в марте 2017 года.
В правительстве утверждают, что требования Фонда - несмотря на свою твердость важных и, в целом, можно преодолеть. "Мы говорим о совместных решений, - прокомментировал ситуацию министр финансов Данилюк. - И что теперь стабилизировать пенсионную систему? Конечно! Если мы видим, что система несбалансированна, необходимо принимать решения".
В то же время, Данилюк дал понять, что "тонким местом" в рамках выполнения требований МВФ, а именно, не оформление реформ, а не поиска решений, и в их поощрении и, кстати, в том числе в парламенте. "Я не представлял себе поведение парламента. Парламент избрал народ, и депутаты несут ответственность перед людьми. Парламент избрал нынешнее правительство, и поэтому мы должны иметь общую позицию", - отметил Данилюк.
Это привлекло внимание и Миклош. В комментарии УНИАН он подчеркнул, что основные проблемы наблюдаются сейчас в отношениях правительства и Верховной Рады. "Мы видим, что основные трудности там, потому что коалиция не является столь эффективным. Не может сейчас повторить ситуации 2015 года, когда только треть решений правительства прошли в Раду. Это недопустимо", - сказал Миклош.
Рисков и выгод, Украина
О рисках в отношениях с парламентом он предупредил, и другие опрошенные УНИАН эксперты. Главный экономист Dragon Capital Елена Белан утверждает, что октябрь будет наиболее критическим с точки зрения выполнения структурных маяков программы МВФ. И возможностей для маневра у Киева немного. Как отмечает эксперт, основные требования, в том числе, в первую очередь, модель пенсионной реформы или внедрение программы электронного декларирования доходов чиновников возможность продемонстрировать в ближайшем будущем. Участие парламента в этом процессе будет очень активным.
Об этом же говорит и старший аналитик "Альфа-банка" (Украина) Алексей Блинов. По его мнению, позиция Верховной Рады станет решающим для менее фундаментальных проблем. "Например, уже прошла, и задача совершенствования законодательства о банкротстве был установлен новый срок исполнения – конец сентября 2016 года. Однако, соответствующий проект закона был отправлен 8 сентября повторное первое чтение. Проект закона, то он выиграл только 184 голоса из 226 необходимых", - пояснил Блинов. - Или проект закона о системе автоматизированного ареста средств в судопроизводстве. Первоначально, Украина обязалась принять эти стандарты, к концу 2015 года. В мае 2016 года, проект закона был направлен на повторное первое чтение, и с тех пор не рассматривался. Украина в последнее пересмотра программы EFF подала в график эту задачу, в конце сентября 2016 года. Однако законодательство еще не было принято".
Директор анализ Case Ukraine Дмитрий Боярчук убежден, что время тоже работает против Украины сейчас. "Очень хорошие" требования МВФ не будут выполнены, и не только из-за проблем с линией власти - Верховной Рады, а также из-за отсутствия временного ресурса. "Я не думаю, что это (выполнения условий четвертого транша кредита - УНИАН) перспективы ближайших трех месяцев", - отметил эксперт.
В свою очередь, руководитель аналитической группы Da Vinci Анатолий Баронин обратил внимание на тот факт, что Украина попала в ситуацию "между молотом и наковальней". По мнению эксперта, с одной стороны, реформы в ответ на вызовы сегодняшнего дня могут стать залогом роста. Но, с другой стороны, ряд требований МВФ, по словам Баронина, это классический, консервативный, схемы решений, которые не учитывают специфику национальных получатель помощи, и, следовательно, могут привести даже к ухудшению социально-экономической сфере. Например, повышение пенсионного возраста, уверен, Баронин, действительно, если не хватает рабочих мест, а не в условиях значительной безработицы среди граждан в возрасте 17-45 лет. "Вопрос приватизации – другие схемы консервативного, который не работает в условиях войны и по инвестиционной привлекательности. И, наконец, победители будут местные ФПГ или российский капитал, предложившие сумму немного выше первоначальной ставки", - обратил внимание Баронин. Не менее осторожны, призвала рассмотреть и налоговой реформы, обратив особое внимание на вопросы администрирования налогов, что, например, в свои ставки. "Изменения в налогообложении должны касаться, главным образом, гибкость и простота управления. Повлиять на скорость сегодня рано, как в сторону увеличения, и в сторону уменьшения", - уверен эксперт.
Что в конечном итоге окажутся решения, и время взял, - все еще открытый вопрос. Но очевидно, что не было времени, чтобы тратить. Co-руководитель стратегической группы советников для поддержки реформ Лешек Бальцерович в комментарии УНИАН отметил: "Выбор очень простой: может быть застой или динамический рост – не в ближайшие два года, но в будущем – даже 5-6% роста ВВП в год. И выбор за политиков, которые принимают решения. Но нужно двигаться, всесторонне и быстро". Бальцерович убежден, что ситуация в Украине была и остается трудной задачей, и достигнута макроэкономическая стабильность является хрупким.
Активное продвижение страны по пути реформ, даст возможность сохранить стабильность на национальном валютном рынке и привлечения необходимых для развития финансовых ресурсов, как со стороны инвесторов и международных организаций.
В частности, средства Международного валютного фонда, которая с марта 2015 года, выделил в Киев 7,62 млн. долл. при общем объеме программы кредитования на 17,5 млрд долларов.
Нарушить баланс не легко, восстановить его обратно будет почти невозможно. Особенно, если Украина в раз потерять доверие основной финансовый партнер страны, и с ним зарубежных партнеров и инвесторов.
Олеся Сафронова
Категория: Авто-спорт