Из Китая в Украину: новый Шелковый путь


Опубликованно 04.10.2016 06:03

Из Китая в Украину: новый Шелковый путь

Экономические отношения Украины с Китаем в последние годы были в тени сближение с Европой и торговой войны со стороны Российской Федерации. Между тем, Китай, который в 2013 году рынок Украины, по важности сопоставимые с Египтом и Польшей, в 2016 году, занимает второе место в мире по импорту украинских товаров. Хотя объем экспорта в стоимостном выражении сократился из-за неблагоприятных цен на мировых рынках, в 2015 году Китай стал крупнейшим потребителем украинской сельскохозяйственной продукции. И это особенно важно в свете потери традиционных рынков стран СНГ.

Экономика Китая, которая показывает экономический рост более 10% в год в течение последних десятилетий, и сейчас растет темпами не ниже 7%. На фоне замедления руководства страны направлена на переход от экспортно-ориентированной промышленной экономики к модели роста, основанной на внутреннем потреблении и услугах.

В 2013 году председатель КНР СИ Цзиньпин объявил о масштабном проекте "один пояс, один путь", который с легкой руки СМИ назвали нового Шелкового пути. В рамках западной части Китая должен быть подключен к масштабным железнодорожным сообщением с центральной Азией и через нее в страны Центральной Азии и Европы. Кроме того, проект предусматривает создание портовой инфраструктуры, в сочетании с железнодорожными путями.

Для строительства Шелкового пути в Китае даже создали Азиатский Банк инфраструктурных инвестиций, который будет финансировать соответствующие проекты.

Руководство Китая тесную связь страны с Европой, а также постоянная потребность в большом количестве пищевых продуктов, делает Китай одним из самых ценных партнеров Украины.

"Доля Украины в ежегодном импорте из Китая составляет 0,18%, а украинские фермеры их возможности на китайском рынке на 7,5%. Возможности безграничны. Кроме того, учитывая, что европейские рынки не в состоянии принять значительное количество сельскохозяйственной продукции из Украины, Китая в течение двух последовательных лет бренд уверенно держит первый рынок для этого продукта", - сказал исполнительный директор китайской торговой Ассоциации (КТА) Руслан Осипенко.

В то же время, инициатива Шелкового пути предоставляет Украине техническую возможность обойти ограничения российского транзита в страны Центральной Азии. При поддержке Китая на 15 января этого года Украина запустила свой первый тестовый грузовой поезд в обход РФ в Казахстан через Азербайджан и Грузию.

На данный момент маршрут не очень популярен среди перевозчиков из-за его относительно высокой стоимости, однако, Украина ведет переговоры с Китаем об оптимизации тарифной политики.

"Сегодня одной из наших основных задач является оптимизация Шелкового пути. Также на повестке дня стоит вопрос снижения себестоимости перевозок как контейнерные и вагонные перевозки. Качество параметр при работе в самых важных направлений выглядит так: до конца 2016 года сократить на 15% расходы на логистику и 10% – Время поезда в пути", - заявил экс-заместитель министра аграрной политики и продовольствия Украины Владислава Рутицкая.

Таким образом, Китай может стать стратегическим партнером Украины, способен обеспечить выход из транзита Российской блокады. И, как ни парадоксально - на взаимовыгодной основе.

Почему Украина интересна Китаю

Во-первых, географическое расположение Украины делает ее очень перспективным транзитным узлом. Главным препятствием здесь является слабая инфраструктура.

В этой связи Украина и Китай договорились о разработке совместных инфраструктурных проектов "дорожной карты" в среднесрочной перспективе позволит значительно повысить транзитный потенциал нашей страны.

"В рамках межправительственной комиссии, мы считаем, что инфраструктурные проекты должны быть подготовлены совместно с бизнесом с целью повышения потенциала государства Украины не только в пути, и как государство, которое может обеспечить очень высокое качество услуг с логистической точки зрения", - сказал министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Зубко.

Второй важный фактор в привлекательности Соглашение об ассоциации Украины с Европейским Союзом. Импорт в ЕС китайской продукции на 300 миллиардов долларов в год и растет. Значительная часть сырьевой поток может быть направлен через Украину. Кроме того, китайский бизнес планирует выход на европейский рынок, могут быть заинтересованы в строительстве производственных мощностей на территории Украины, поскольку наша страна имеет преференциальный экспорт в ЕС.

Однако, главным препятствием для китайских инвестиций остается неблагоприятной регуляторной сфере, а также военными действиями на востоке страны.

"Уровень инвестиционной привлекательности Украины в Китай будет увеличиваться по мере решения-обеспечить стране надежную защиту китайских инвестиций, недвижимости и жизни китайских инвесторов. Хотя это не полностью в силу объективных и субъективных обстоятельств. Несомненно, еще одним важным урегулированию ситуации на востоке Украины", - подчеркивает исполнительный директор КТА.

Третий фактор в привлекательности Украины для Китая является ее аграрный потенциал. Огромное население Китая очень зависима от поставок продовольствия. Основным поставщиком сельскохозяйственной продукции в Китай является США, но китайского правительства, направленные на диверсификацию поставок и снижение зависимости от.

В 2015 году поставки украинских продуктов питания в Китае выросло в 6 раз, а Украина опережает США и стала крупнейшим поставщиком кукурузы в Китай.

Однако, по словам Осипенко, окно возможностей для нашей страны будет постепенно закрыт.

"Сельскохозяйственная продукция из Украины какое-то время будет востребована на китайском рынке, но страна работает над программой обеспечения продовольственной безопасности, а это значит, что окно возможностей будет постепенно уменьшаться", - отметил эксперт.

Тем не менее, диверсификация зависит от импорта продовольствия для страны с населением более 1,3 миллиарда человек является чрезвычайно трудной задачей, которая логически ведет к Украина и Китай к общему знаменателю - развитие Шелкового пути.

Торговые перспективы

По традиции, экономические отношения между Украиной и Китаем было отложено руководством нашей страны на второй план, как основной внешнеэкономической политики за годы независимости заключалась в лавировании между Европой и странами СНГ.

Резкое изменение географической структуры украинского экспорта наших чиновников сразу понял.

"Мы потеряли возможность быстрого развития Шелкового пути", - сказал источник в украинском правительстве.

Однако после заседания украинско-китайской межправительственной комиссии в сентябре этого года, перспективы торгово-экономического сотрудничества между двумя странами выглядят более радужно.

"За Украину, Китай является одним из самых важных стратегических партнеров среди стран мира, поэтому торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества между двумя странами придается особое значение. К концу 2015 года, Китай занимает второе место в товарообороте Украины со странами мира (в 6,17 млрд). Экспорт украинских товаров в Китай составил $ 2,4 млрд", - отметил торговый представитель Украины Наталья Микольская.

По ее словам, Китай представляет собой огромный рынок для украинских предприятий, производящих высокотехнологичную продукцию и качественную сельскохозяйственную продукцию. В то же время, укрепление двусторонних связей между возможными бизнес также благодаря сотрудничеству в секторе услуг, особенно это.

"Украина как один из ведущих разработчиков программного обеспечения в мире имеет большой потенциал продаж в Китае ИТ-услуг. Объединив усилия двух стран в этом направлении (со стороны Украины - программного обеспечения, из Китая - аппаратное обеспечение) могут привести к созданию совместных качественный и конкурентоспособный продукт", - сказала Микольская.

В то же время, по словам Осипенко, увеличения товарооборота между двумя странами необходимо укреплять конкурентоспособных производств, расширение сотрудничества в области связи, логистики, инфраструктуры, возобновляемых источников энергии, машиностроения, финансового сектора.

Исполнительный директор КТА отметила, что сотрудничество Украины с Китаем в рамках "Шелкового пути" является одной из редких возможностей для реализации действительно крупных инфраструктурных проектов, которые могут стать основой для развития торговли.

"Инициатива" Шелковый путь " имеет основные принципы, на которых оно основано. Страны, которые присоединились к ней, должны отделяться от них. В частности, для того, чтобы уже непосредственно приступить к реализации инфраструктурных проектов на территории Украины, мы должны координировать свою политику с Китаем, чтобы обеспечить непрерывность торговля, свободное движение капитала. Только после этого следует строительство инфраструктуры и укрепление близости между народами двух стран", - сказал эксперт.

В любом случае, Китай, исходя из размера своего рынка и стратегический интерес, а не на словах, а на деле компенсирует потери Украины самых важных рынков - России и стран СНГ.

Поскольку Китай заинтересован в европейском рынке, в России, по определению, не может стать надежным партнером Китая в рамках "Шелкового пути", хотя Северным соседом и пытается договориться о развитии торговых путей через свою территорию.

В условиях замедления экономического роста, Китай активно движется в направлении performatively торговых и производственных связей в Евразии. Украина тоже имеет возможность стать одним из главных бенефициаров экономической экспансии Китая.

Максим Шевченко



Категория: Авто-спорт