Цены отпустили на свободу. Чего ждать
Опубликованно 04.10.2016 06:02
Отмена регулирования цен на продукты питания - давно назревший вопрос. Дело в том, что цена исполнения была введена в Украине в середине девяностых годов прошлого века. Таким образом власть пыталась повлиять на стоимость продуктов питания по всей стране. В этой части тогдашнего правительства, производители должны объявить свои решения о повышении цен, направляя соответствующую информацию в органы государственной власти. Но сегодня схема регулирования цен практически не работает. Хотя, для его действия, он также работает по-разному. Например, когда премьер-министр Виктор янукович государственного регулирования цен стал не столько декларативный, сколько разрешений процедура.
Государственное регулирование сводится к коррупции
Сегодня законодательство государства, взимается в размере затрат, связанных с логистикой и транспортировкой товаров, для некоторых продуктов ограничивается рентабельности и самое главное – вышеуказанное заявление цен. Это означает, что, чтобы повысить цены на продукты выше 1% в месяц производитель должен получить разрешение местных органов государственной власти и государственной службе по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей (Госпродпотребслужба).
Все это приводит к тому, что производственные затраты могут вырасти в любой момент, но изменения в цене произойдут не сразу, но только после разрешения государственных органов. Здесь появляется пресловутая коррупционная составляющая и возможность давления на бизнес. Чиновникам выгодно затягивать с решением, чтобы компания, которая приносит прямые убытки, стали «более сговорчивыми». Или написать, штрафы тем, кто не дождался разрешения и пытался продать более дорогой товар.
«Они пришли, они нашли гривен, больше или меньше, и начали их (компании - УНИАН) наказывать штрафами, санкциями. Это антикоррупционный шаг, который я думаю, будет правильно воспринят и украинский бизнес», - сказал премьер-министр Владимир Гройсман, утверждая, что решение Кабмина по отмене регулирования цен.
Кстати, государственное регулирование во многом зависит от местных властей, и это усложняет работу компаниям. Которые продают свою продукцию по всей стране, сталкиваются с различными условиями регулирования цен в регионах.
Но, как показывает исследование, контроль цен не влияет на увеличение стоимости продукции. В регионах, где цены контролируются, и там, где правила не существует, продукты стоят практически одинаково.
Таким образом, государственное регулирование не приносит желаемого эффекта, и часто ухудшает ситуацию на рынке. Необходимость объявить цена растет коррупция и, как следствие, растут административные затраты предприятия.
«Если вы посмотрите на динамику производства в пищевой промышленности, рост регулируется категории продуктов есть только в сегментах, ориентированных на экспорт. То, что работает для внутреннего рынка и выставлен регламент, только медленно умирает», - сказал в комментарии УНИАН член Стратегической группы советников для поддержки реформ в Украине Павел кухта.
В результате этот шаг, как отмечают в правительстве, должно стать не изменение цен, и восстановление нормальных условий работы пищевой промышленности. Эта мера является ярким примером дерегулирования, направленной на создание нормальных рыночных условиях, устраняя возможности для коррупции и упрощение правил для бизнеса.
«В области либерализации продовольственного рынка государственное регулирование цен был больше проблема. На самом деле для пищевой промышленности в масштабе сопоставимы с введением единого тарифа на газ для рынка производства и поставок газа», - пояснил кухта.
Премьер обещает реакции. Длится
Тех, кто боится роста цен после отмены государственного регулирования, не могут выжить. Во-первых, священное для наших граждан продукт – хлеб – решение правительства жалели. Регулирование цен отменено для большинства из крупы, молочные продукты, макаронные изделия и многое другое. Во-вторых, установлен испытательный срок три месяца, в течение которых власти будут следить за изменением цен.
Как отметил Гройсман, тех, кто, с его ценой, пытается нажиться после отмены регулирования, будут наказаны. «Если компания поймет, что добросовестно подошли к тому, чтобы не дать давление на бизнес, я думаю, что реакция бизнеса должна быть адекватной. Но если кто-то хочет злоупотреблять, то мы будем реагировать жестко», - сказал премьер.
Направление выбрано абсолютно правильно, без дерегулирования экономики украины в ожидании дальнейшего застоя и инвестиционного голода. Но для удаления барьеров государство должно подготовить. В конце концов, заменен контролем государства должны прийти рыночные механизмы, которая мало развита в нашей стране.
Например, производители смогут воспользоваться ситуацией и поднять цены, в сговоре. В этом случае игра должна вступить в Антимонопольный комитет (АМКУ), который пока не может похвастаться эффективной работы в этой области.
Все помнят историю, как AMC весной прошлого года оштрафовал крупнейших ритейлеров на картель сговор. Расследование началось в 2012 году. Тогда в основу деятельности комитета стало использование торговыми сетями похожих механизмов, которые привели к экономически необоснованному повышению цен на продукты питания.
В частности, цены на молочную продукцию, макаронные изделия, масло подсолнечное, крупы, мясо и рыбу в 2011 году и в начале 2012 года повысились на 15-60%. В то же время, индекс потребительских цен в тот период вырос лишь на 13,5%.
Тем не менее, когда максимальная сумма штрафа-20 млрд грн, AMC остановился на чуть более 200 млн грн. Эта сумма для крупных сетей супермаркетов, включая «Сильпо», «Фуршет», «Велика Кишеня», «ЭКО-магазин», «Новус», «МЕТРО», кажется, не надежный. Тем более, что дело еще не закрыто и перешло в судебную плоскость.
Если КУА будет даже времени, чтобы реагировать на возможные злоупотребления после отмены государственного регулирования цен, общественность вряд ли оценит ваши стремления, силы. Хотя бизнес, конечно, будет рад.
Также расходы должны следовать newborn Госпродпотребслужба, качество работы, что украинцы не имели возможности голосовать. Между тем, достаточно вспомнить только прошлогодний скачок цен на гречку.
На фоне сокращения запасов гречки на складах, ее стоимость в розничных сетях вырос в несколько раз, до достижения 50 грн./кг. И государственных и не выяснили, кто был виноват: оптовых поставщиков или торговых сетей. Но для покупателей это не так важно, как то, что никто не был наказан, и цены начали снижаться только с нового урожая.
Рынок пищевой промышленности именно необходимо доставить от элементарные правила государственного регулирования, что мешает развиваться отечественным производителям и розничным торговцам, затрудняет привлечение инвестиций в отрасль.
Но чтобы сделать это эффективно, без регуляторов, действующих, в состоянии обеспечить нормальную работу рынка, невозможно. И если рыночные механизмы не работают, то дерегулирование вряд ли пойдет на пользу. Таким образом, в ближайшие три месяца могут быть индикатором может нынешняя власть ведет Украину на свободном рынке, или советский стиль управления, до сих пор царит в кабинетах чиновников.
Дмитрий Сидоренко (УНИАН)
Категория: Авто-спорт