Хастед: высокое качество преподавания важнее результатов ЕГЭ


Опубликованно 01.10.2016 14:01

Хастед: высокое качество преподавания важнее результатов ЕГЭ

В преддверии Второй международной конференции "результаты исследований качества образования – проблемы и перспективы", который состоится в МИА "Россия сегодня" 29-30 сентября, директор Международной ассоциации по оценке образовательных достижений (IEA) Дирк Хастед заявил корреспонденту РИА Новости Антон Звереву о сильных и слабых сторонах российского образования.

– Как вы оцениваете российскую систему образования с точки зрения качества преподавания? Условия, с которыми специалисты, конкуренции возникают в рамках этой системы способны на международном рынке труда?

– Результаты "Международного сравнительного Мониторингового исследования качества математического и естественнонаучного образования" (TIMSS) и "исследования качества чтения и понимания текста" (PIRLS), проводит Международная Ассоциация по оценке образовательных достижений (IEA), свидетельствуют о высоком уровне подготовки российских студентов. Так, по результатам мониторинга TIMSS за 2011 год Российская Федерация вошла в первую десятку стран по успеваемости учеников четвертого и восьмого классов, а также группа из девяти стран с положительными результатами. С 2007 по 2011 результаты восьмиклассников выросли во всех четырех этапов подготовки, от низкого к более высокому.

Результаты исследования TIMSS показывают также, что особенно высокий показатель среди российских восьмиклассников по алгебре. Еще один интересный вывод мониторинга 2011 тот факт, что при оценке образовательных достижений по математике через так определенные виды познавательной деятельности, как "знать", "применять" и "рассуждения", российские четвероклассники которые получили высокий балл за "рассуждения", тогда как в подготовки учеников восьмых классов доминируют репродуктивные виды деятельности, которые целенаправленно учиться на наизусть.

Естественнонаучная часть TIMSS-тест за 2011 год показал, что у российских восьмиклассников самые высокие показатели по химии, затем по физике, и снижение географии и биологии.

– Выводы независимого глобального рейтинга познавательно, несмотря на то, что в каждой стране свое собственное поле значений. По вашему мнению, является ли наш российский Единый государственный экзамен передовой мировой опыт?

– В мире стран для развития их систем образования. В этой целью для оценки достижений учеников регулярное тестирование используется. Анализ результатов вышеуказанных проектов TIMSS и PIRLS позволяет участникам взвешенные и обоснованные решения по вопросу повышения качества преподавания и обучения в области математики, естествознания и чтения. В этом отношении Россия, безусловно, мировые Best Practices должны.

Параллельно во многих странах наблюдается тенденция к централизации и стандартизации школьных экзаменов, что должен. оценки знаний и умений детей точнее и справедливее Так и здесь, принимаемые меры не соответствуют в соответствии с теми изменениями, которые наблюдаются во всем мире, и Best Practices в России.

– Другой вопрос – насколько достоверны результаты "внутренних" тестов отражают качество образования? Можно ли эти результаты объективным показателем успеваемости учащихся или выпускников?

– Качество образования – сложное явление. Еще труднее измерить качество. В первую очередь, вы должны учитывать, что понимается под качеством образования в конкретной стране, так как цели и акценты меняются в зависимости от своих политических, географических, культурных и других "координат". В некоторых странах приоритет достижения всех учеников есть определенный уровень знаний и умений во всех областях обучения и равных возможностей. Другие экономике больше интереса к специализации школьников в узкий профиль или в обучении студентов с прицелом на определенный сегмент рынка труда.

При этом в связи с принятием новых целей устойчивого развития организации Объединенных Наций появилась тенденция не только по оценке возможности получения образования, как его цели по программе "цели развития тысячелетия", но и результат. В этом смысле проведение единого государственного экзамена в соответствии с самыми современными тенденциями в области измерения качества образования.

Поскольку образование по определению включает в себя широкий спектр специальностей, унитарное государство не может все ее аспекты экзамена. Однако проведение таких тестов является одним из основных способов измерения качества образования. Вместе, еще раз повторюсь, с такими "прикладными" в данном случае международных исследованиях TIMSS и PIRLS, а также неформальные и неофициальные опросы и тесты.

В конечном итоге состоит в оценке школьной успеваемости по результатам итогового тестирования риск чрезмерной концентрации на результаты. То есть, самое важное для ученика, учителя и школы не учение, а изучение материала и создание хорошего представления итогового экзамена. Соответственно, учесть влияние данного фактора, чтобы в конце концов, уделять приоритетное внимание уделялось обеспечению высокого качества преподавания. Но я уверен, что те, кто обратил в этих вопросах в РФ, обратить внимание на эту проблему.

– Преподавание базовых знаний – одна из важнейших задач учителя. Сегодня все большее внимание, однако, на развитие детского интеллекта, выдумки. Ли каким-то образом способность решения творческих задач, оценивается с помощью таких тестов, как ПИЗА, с традиционным "успеваемостью", каждый учитель оценивает в каждом конкретном случае, причем часто по формальным причинам?

– Видите ли, в ходе TIMSS-тест Международной ассоциации по оценке образовательных достижений некоторые виды познавательной деятельности оцениваются. А именно: знание, применение и рассуждение. Понятно, что решение задач играет центральную роль в области "применения" знаний, будь то в повседневной работе или в решении абстрактных математических головоломок. И все это несомненно привлечет также творческие способности, которые служат основой для знаний, так как чем большее количество понятий имеют школьники, тем больше шансов "к" задача. Излишне говорить, что изучение таких предметов, как математика способствует способность решения задач, избавляя пользователя от необходимости настойчивость и упорство. Итак, во всяком случае, в этой дисциплине я не вижу противоречие. Да и многолетние результаты TIMSS-тест для восьмиклассников, где акцент смещается от владения знаниями по программе, однозначно убеждают: чем лучше студент развивает навыки решения задач, тем выше ваш успех. На самом деле способности справляться (и не только математических), конечно, связан с общей успеваемостью.

Кстати, если мы говорим еще раз с вами о творчестве детей, замечу: новый цикл TIMSS специальный компьютерный тест eTIMSS быть организован для оценки способностей учащихся. В этой связи МЭА задачи разработан, с которыми учащимся навыки в области решения задач и анализа данных. Некоторые из этих задач точно копируют повседневные эксперименты, которые проводят в школе лабораториях учителя естествознания. С нетерпением жду результатов этого нового цикла испытаний.

– Насколько, как вы считаете, стандартизированный подход к построению системы образования и ее функционирования ученики носят по принципу "сверху вниз" к лучшей успеваемости? Есть ли страны с высокой административной нагрузки преподавателей последовать примеру Финляндии и освободить школы от излишней бюрократии?

– Ну, конечно, Финляндия – пример для подражания в плане проведения реформы школьного образования, переход от традиционной системы с высокой степенью централизации децентрализованная система, в которой особое внимание на подготовку преподавательского состава. Финских учителей будет значительной свободой в вопросах адаптации учебного плана, оценки производительности. При этом политика государства направлена на создание условий, позволяющих индивидуализировать образовательный процесс.

Однако необходимо учитывать, что в Финляндии разработаны определенные обстоятельства для расправления называемые реформы, которые не могут в других странах, что в свою очередь делает копирование финского опыта невозможно. Так, например, численность населения Финляндии составляет около 5,5 миллионов человек и 1,5 миллиона из них проживает в столичном регионе. Я бы переформулировал ваш вопрос, если вы позволите, на следующем: чему учит нас опыт Финляндии? Это цель исследований нашего клуба. Мы стремимся, чтобы сравнить странами-участницами возможность формирования системы с другими и учиться на их опыте.

Из исследований МЭА и предоставленного "энциклопедий", которые по TIMSS и PIRLS, вы получите подробные сведения об учащихся, учителей и школ, которая проливает свет на следующие вопросы: какая учебная программа? Как хорошо школы и учитель тщательно готовится? Как школьники относятся к учебе, и если вы думаете, что взрослые наставники заботятся? Опыт стран с высокой успеваемостью, страны с самой низкой успеваемостью могут пересмотреть свои подходы и выработал новую стратегию развития системы образования.

В конечном счете каждое государство-участник наших проектов наиболее подходящую для него образовательной политики с учетом их самобытности, культуры и истории должны развиваться. Из опыта других стран, не только учиться, но и просто копировать систему образования другой страны невозможно.



Категория: Интернет