Бюджет от Гройсмана: без покемонов
Опубликованно 23.09.2016 06:02
Парламент 21 сентября, через два дня после публикации проекта государственного бюджета на 2017 год, принял документ к рассмотрению. Премьер-министр Владимир Гройсман назвал финансовую основу живописи страны - «бюджет для экономического развития», потому что закладываемый экономический рост не должен быть ниже 3%.
«Проект бюджета-это абсолютно честный, с реальными доходами, которые могут быть использованы для развития Украины», - сказал на презентации проекта бюджета, глава правительства и подчеркнул, что это не первый раз за годы независимости Украины бюджет представлен на рассмотрение законодателей в срок.
Представленный проект предусматривает рост доходов бюджета по сравнению с текущим годом, на 17% - до 706,3 млрд грн, расходы-на 15%, до 775,3 млрд грн и предельный дефицит - 77,6 млрд грн, или 3% ВВП, что соответствует условиям меморандума с ключевым кредитором Украины – Международным валютным фондом. Потолок государственного и гарантированного государством долга, установленный в 2,3 млрд грн, или 88,8% от ВВП.
Основой для расчета показателей бюджета на 2017 год стал макроэкономический прогноз, который предусматривает рост реального ВВП на 3%, рост номинального ВВП до 2,585 млрд грн, инфляция потребительских цен к концу года на уровне 8,1% по сравнению с ожидаемым в текущем году рост ВВП на 1% и инфляцию в 12%.
ОБЪЕДИНИТЬ понял экспертов, насколько реалистичны эти показатели, найдет, если первый бюджет премьера Гройсмана поддержку украинского парламента и его страна в следующем году.
Развитие с натяжкой
Главный аналитик «Альфа-банка» (Украина) Алексей Блинов оценили проект бюджета на 2017 год положительный. «Предложение макроэкономический прогноз на 2017 год выглядит немного оптимистично, но приемлемо. Увеличение ключевых социальных стандартов (минимальная зарплата, прожиточный минимум) 10,1% декабрь к декабрю довольно скромный, но в среднегодовом выражении - рост на 15,6-15,7%, что пропорционально общей планирует рост доходов государственного бюджета», - пояснил он.
По мнению экспертов, очевидно, что многие агентства недовольны предложение объем бюджетного финансирования, но и ресурс для дальнейшего развития расходы, не увеличивать дефицит отсутствует. «Увеличение программы дефицит грозит Украине потеря доступа к финансированию от международных финансовых организаций, поэтому любая дискуссия на увеличение тех или иных расходов, должен начать с исследования компенсаторы», - добавил он.
Также Блинов отметил, что, поскольку бюджет был построен на целый ряд существенных налоговых новаций, в том числе отмену специального режима НДС в сельском хозяйстве и увеличение акцизов, а также на вероятность возврата конфискованного «режима Януковича» средств, в случае невозможности обеспечить эти изменения в бюджет придется корректировать.
В то же время, эксперт отметил, что бюджет 2017 года сведен с первичный профицит (сальдо бюджета, без учета расходов на обслуживание долга) на уровне 34 млрд грн, или 1,3% ВВП, что очень важно для устойчивости государственных финансов в условиях, когда на самом деле Украина тратит на обслуживание долга каждый шестой гривен доходов бюджета.
Основные источники финансирования бюджетного дефицита в 2017 году, как отметил Блинов, будут внешние заимствования, чистый прирост которой в рамках профилактической ожидается на уровне около 2 млрд долл., из-за крайне важным для страны привлечь позитивную динамику сотрудничества с международными финансовыми институтами.
«Согласно основным источником финансирования дефицита, как ожидается, приватизация доход в 17 млрд грн. В то время как Украина не может похвастаться успехами на этом фронте, что является одной из основных угроз для выполнения государственного бюджета на текущий год», - заключил Блинов.
Основной баланс государственного бюджета Украины, % ВВП
Источники: госстат, минфин, госбюджет-2016 года и проект бюджета до 2017 года «Альфа-Банк» (Украина)
Глава аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий считает, что правительство подготовило проект бюджета на следующий год вполне реально, и рост доходов на 17% - достижимо реализации предполагаемых прогноз роста номинального ВВП на 14%, а реализация планируемых налоговых изменений, в том числе отмену льгот для сельскохозяйственных предприятий, пересмотр акцизов и рентных платежей.
«Номинальный рост ВВП на 14% в 2017 году, даже, кажется, не фантастика – если «напугать» рост реального ВВП, который, кажется, очень оптимистично – более 3%, на помощь традиционно в состоянии прийти инфляции слишком оптимистичны низкий уровень 8%», - сказал он.
По мнению экспертов, основная разница в текущей котировки от бюджетов прошлых лет – отсутствие квазифискальных расходов.
«Нет поддержки «Нафтогаза», ни капитализации банков, ни для кредитования Фонда гарантирования вкладов. Единственное, что остается, - расходы на поддержку угольной отрасли», - пояснил он, отметив, что это является положительным фактором устойчивости финансов государства.
Между тем, как отметил Пункт, в то время как не представляется реалистичным финансирования дефицита бюджета, потому что, например, цифра доходов от Национального банка на 41 млрд грн условное, так как НБУ сможет перечислить, сколько он зарабатывает. Кроме того, эксперт напомнил, что пока остается открытым вопрос перечисления прибыли НБУ в этом году.
Кроме того, как его коллега, эксперт сомневается в получении доходов от приватизации в объеме 17 млрд грн, учитывая, что этот план будет очень доволен.
«Вероятно, «бюджет развития» должен предполагать серьезных инвестиций или налоговых льгот с прицелом на рост в последующие годы, что означает временное увеличение дефицита и/или дебетовой карты. Конечно, роскошь, Украина не может себе позволить», - сказал Парана, прогнозирует, что бюджетный процесс в этом году, традиционно, превратится в долгую «розничная торговля».
По словам главы совета Независимой ассоциации банков Украины, в прошлом министр экономики Романа Шпека, бюджет-2017 не дает основания ожидать, что следующий год будет годом экономического роста, а также решающим годом и структурные реформы, направленные на повышение эффективности и привлекательности украинского государства.
«Вместо этого у нас есть бюджет, который является отображением предыдущего, и чуть ли не самой большой новостью являются планы по конфискации средств. Сложность ситуации требует решительных действий для повышения эффективности государственных финансов и тщательного анализа расходов. Уже то, что в бюджете нет предложений эмиссионное финансирование. Но нужно обратить больше внимания на то, что является нашей приоритетной задачей в области государственных финансов», - сказал эксперт.
Борьба щедрые и серьезные
Депутаты, разразившись на шквал критики уже в первый день публикации бюджета, таким образом, дали понять, что процесс усыновления в стенах Рады будет долгим и болезненным.
Например, представитель парламентского комитета по вопросам бюджета Иван Крулько, комментируя итоги заседания комитета, выразил мнение, что представленный проект имеет право на жизнь, тем не менее, вызывает вопросы о целесообразности получения запланированных доходов, и баланс затрат.
В частности, по его словам, есть вопросы и к способности местных бюджетов обслуживать свои расходы, для отмены спецрежима для аграриев и реализм ряда доходов, в том числе 10 млрд доходов от спецконфискации активов «режима Януковича» и 17 млрд грн от приватизации. В связи с этим, по словам депутата, проект, скорее всего, претерпит изменения после исполнения предложений депутатов и его ре-баланс.
Депутат Виктор Пинзеник, который также входит в бюджетный комитет парламента, а в прошлом занимал пост министра финансов, он раскритиковал проект.
«Проект построен на высокие доходы. И дело даже не в том, что принимает во внимание инструменты, которые должны сделать из еще не принятых налоговых и других изменений, сумма которых превышает 25 млрд грн. Трудно понять, что должно обеспечить запланированный рост доходов, если учесть потерю 10 млрд грн доходов от уплаты арендной платы за экстракт газ. Надежда на чудо экономического роста или инфляции?», написал о проекте в социальных сетях.
По оценкам депутата, с учетом завышенных доходов, отсутствие средств в следующем году может превысить 100 млрд долларов сша, что составляет 4% ВВП, а не 3%, как прогнозирует правительство. «И где, кроме того, положил законопроект, который вместо денег хотят «платить» судебные решения? Или инструментов, которые могут быть использованы на рекапитализацию банков и Фонд гарантирования вкладов? Их в балансе расходов нет», - добавил Пинзеник.
Подтверждение боевого настроения депутатов, и как прошла презентация бюджета в парламенте.
«Минфин прогнозировал доходы от НДС в 2017 году на уровне 280 млрд гривен с учетом ликвидации льгот для сельскохозяйственных предприятий. Если посчитать, то это 11% ВВП. В европейских странах с базой практики использования сниженных ставок по 112 директивой ЕС, в среднем показатель составил 7% ВВП. Возникает вопрос, из-за того, что в Украине для того чтобы собрать 4 процентных пункта выше», - сказал в ходе обсуждения проекта депутат Татьяна Острикова, член парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики.
Он также сказал, что правительство в рамках бюджета выделяет на поддержку аграриев 5,5 млрд грн, но и за отмену спецрежима НДС отзывает 28 млрд грн ресурсов, и проект сметы не дает ответа на вопрос - куда направлены эти средства. Кроме того, по словам Остриковой, не нашел ответы на вопросы, как стал эффект верификации социальных выплат и использование системы закупок ProZorro и куда направлены средства, сэкономленные в соответствующих статьях.
Судя по выступлению главы комитета Верховной Рады по вопросам бюджета Андрей., проект вызвал дискуссии и в комитет. В частности, это касается передачи на уровень местных больше ответственности за финансирование расходов бюджетных учреждений образования и здравоохранения, а также отдельных льгот.
«Спорными были вопросы, касающиеся достаточности объема поставки в 2017 году прямой бюджетной поддержки агропромышленного комплекса в связи с завершением специального режима налогообложения на добавленную стоимость для аграриев», - сказал он.
Кроме того, как отметил депутат, реализм исполнения доходов зависит от законопроект n. 5044 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно пересмотра ставок некоторых налогов».
Депутат призвал своих коллег предложения по увеличению бюджетных расходов, что комитет ожидает до 1 октября, укрепить реальные, а не фиктивные источники дохода.
«Как правило, все хотят увеличить свои расходы. Но мы не должны забывать, что для этого необходимо найти реальные, а не придуманные источники дохода», - отметил делаем.
Подводя итоги часа класс презентация и обсуждение проекта, премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что слышал много хороших мыслей, что полезно для дальнейшего сотрудничества по проекту в парламенте.
«Я хочу подчеркнуть, что все профессиональные предложения, которые не являются популистскими, не будут толкать нашу страну к экономической пропасти, и обеспечит экономически рост, правда, поддерживать», - заявил он.
Глава правительства отметил, что запланированный рост доходов государственного бюджета на 17% - абсолютно реальная цифра, и бюджет реалистичный и честный, на основе которого вы можете обсуждать дальше. Гройсман также в присущей ему манере строгий отец многодетной семьи призвал депутатов не спекулировать на социальных темах, и сосредоточиться на конструктивной работе с документом, который депутаты стен должна стать «только лучшее».
«Для меня приоритет, как для нашего правительства, вопрос честного бюджета, через честный диалог, абсолютно профессиональный подход, а не подход, который мы слышали от некоторых политиков, которые пытаются превратить честный бюджет, честный подход, возможность обсуждения в «шоу покемонов», - подчеркнул премьер, заверив, что не допустит такого сценария.
В результате обсуждения парламент принял к рассмотрению подготовленный правительством проект бюджета, для продолжения работы установки документа. Ожидается традиционный для жаркой стране борьба популисты и реалисты.
Тем не менее, в этом году, в отличие от предыдущих, депутаты имеют времени, чтобы соглашение «хотелок», потому что по правилам они могут представить свои предложения в профильный комитет до 1 октября, и в целом бюджет должен быть утвержден до 1 декабря. Даже в этом случае, памятуя опыт прошлых лет, участники бюджетного процесса могут не слушать слова премьер-министра и организовать многонедельное традиционный новый год «шоу покемонов», что она завершится с принятием закона под хор недовольных.
Мы, украинцы, тоже есть свои «хотелки». Хочется, чтобы как удивлен в этом году Правительство, также удивлен, и парламент, и налогоплательщики не кошмары, в канун нового года. И под елку подарки, и не стопку непрочитанных сообщений инноваций, налоговой и бюджетной росписи.
Ольга Гордиенко (УНИАН)
Категория: Авто-спорт