Екатеринбургская "Пассажирка": пронзительный рассказ о Второй мировой


Опубликованно 19.09.2016 23:31

Екатеринбургская

Анна Кочарова, обозреватель МИА "Россия сегодня"

Екатеринбург, театр оперы и балета поставил оперу композитора Моисея Вайнберга "Пассажирка" на ужасы Освенцима. И этот первый — гораздо больше, чем просто новый, хороший спектакль.

Поход на концерт, в театр и в кино, мы воспринимаем его сегодня, прежде всего, как развлечение. И довольно трудно убедить зрителя, что несколько часов вечером времени нужно потратить на шоу войны. И даже не игра драматического и оперного театра. Поход на "Пассажирку" — это труд, напряженный, эмоциональный, интеллектуальный. Но и необходимо.

Действие оперы разворачивается через 15 лет после окончания войны. На лайнер, следующий в Бразилии, встречаются старые матроны, эсэсовка Лиза (Надежда Бабинцева) и экс-узника Освенцима польки Марта (Наталья Charles). С кинематографической быстротой сменялись краски в Освенцим, где Лиза пытается "доминировать" Март", пишет она в отчет и в самом деле осуждает на смерть, и сцены на лайнере, где экс-медсестра-повар и его процветающим муж дипломат Вальтер (Владимир Чеберяк) буквально цепенеют от страха, боязни мести.

Эта опера — на все ужасы войны и концентрационных лагерей. Но не только. Это, конечно, еще и мести, о палаче, который был буквально парализован страхом. И на жертву, которая не мести, но только напоминает акт.

Его оперы, композитор Вайнберг закончил в 1968 году. Нюрнбергский процесс уже состоялась, берлинская стена была только построена, долгий путь покаяния запущен. Опера, написанная почти полвека, не все плакатности и штампов. Здесь нет ничего лишнего, хотя это может быть, и маловероятно, что позволило бы осудить авторов.

Это абсолютно современный, глубоко личное, трагическое произведение. Здесь каждое слово буклет кубок в память о надежде, задержанных на свободу и счастливую жизнь, на желание, контролеров представить заключенные, и то, какое влияние их работа — по сути, в уничтожении людей, также, должен быть порядок. Сцены из оперы "Пассажирка" композитор Моисей Вайнберг

Для композитора Моисея Вайнберга и писательницы Зофьи Посмыш, после спектакля, на котором написано либретто, события, опера-это события их частной жизни. Поэтому рассказанная история глубоко личная, она полна оттенков и чувств, которые делают слушателя, и сейчас, чувствовать ужас событий 70 лет.

Зофья Посмыш три года была узницей концлагеря. Его первая книга на эту тему, она была написана спустя 14 лет после войны — это была пьеса "Пассажирка из каюты 45", который был в центре оперы. Моисей Вайнберг, который укрылся в начале Второй мировой войны в Советском Союзе, спасся сам, но он потерял в Польше для всей семьи.

В сотрудничестве с либреттистом Александр Медведев, он заполнил оперы огромное количество второстепенных персонажей. Среди заключенных, в бараках Освенцима, мы видим женщин, разных стран, разных возрастов, со своими историями. Каждый композитор занял место в его работе, и предоставил ему свою особую музыку. И эти побочные героин, и делают оптику.

Просто шоу на сцене оперного театра показывает вселенский масштаб трагедии, заставляет ее чувствовать, огромные внутренние переживания, и, сидя рядом зрителей, музыкантов и певцов.

История этой картины, тем более невероятно, написанный в 1968 году, в opera, в последнее время, интересовался художниками и исследователями. Вайнберг умер в 1996 году и оставил большое творческое наследие: в списке его работ — это не только сложные симфонические полотна, но и музыку к цирковым постановкам, мультфильмам, среди которых "Винни-Пух" и "день отца" (и это удивительно видеть, как человек с такой судьбой был способен написать веселую считалочку Винни-Пух). Сцены из оперы "Пассажирка" композитор Моисей Вайнберг

Много лет его "серьезная" музыка не для официально запрещена. Она находилась на периферии интересов, даже тогда, когда многие забыли имена мы вновь. Мировая премьера "Пассажирки" состоялась в 2010 году на фестивале в Брегенце, в Москве, и опера была исполнена в концерте, а в 2006-м в Настоящее время продукции в Екатеринбурге — в самом деле, первой сценической версии в России.

Дирижер Оливер фон Дохнаньи, который уже второй раз работает с Екатеринбургским театр (первый опыт был из оперы "Сатьяграха"), сделал красивое и хорошее звучание оркестра и солистов, при всем разнообразии, сложности и полифоничности этого раздела. Музыка оперы сложным, но в то же время удивительно интуитивный, эмоциональный, его легко запомнить и цепляться за любого слушателя.

Режиссер Тадэуш Штрасбергер представил довольно простой и традиционной режиссерскую концепцию. Но уже сама опера, если многопланова, что лучший способ реализовать его на сцене, была проста, чтобы следовать, уже пишет музыку. В то же Штрасбергер — режиссер молодой, и в его шоу, иногда в несколько наивном, ... восприятие событий Второй мировой войны, новое поколение уже XXI века.

Эта премьера состоялась в рамках проекта "Вайнберга. Возвращение", в рамках которой прошли показы фильмов с музыкой композитора, была сделана на пополнение частей Посмыш, готовится к научной конференции, посвященной творчеству Вайнберга. В рамках этого же проекта в следующем году, Большой театр поставит оперу Вайнберга "Идиот". Кураторами проекта выступили главный редактор Музыку великий Андрей Устинов и директор оперы города Екатеринбурга Андрей Шишкин. Сцены из оперы "Пассажирка" композитор Моисей Вайнберг

Это может быть задержка 20 лет спустя, после смерти композитора, и в канун 100-летия со дня его рождения, которое будет отмечаться в 2019 году. И, может быть, и очень вовремя, когда мы постепенно забыть много потрясений ХХ века. Лучшим напоминанием искусства, музыки Вайнберга — в том числе.



Категория: Культура