Амит Суд: Академия культуры Google не вредит реальным музеям
Опубликованно 24.06.2015 18:31
Глава Академии культуры Google Амит Суд рассказал в интервью РИА Новости, как зарождался проект, каким образом за несколько лет удалось пройти путь от 17 до 700 партнеров по всему миру и каким образом виртуальные музеи сказываются на посещении музеев реальных.
— Как зародилась Академия культуры Google?
— Все началось в 2010 году. История эта довольно интересная. Мое образование не связано с культурой и искусством. По правде говоря, до того, как я получил эту работу, я практически ничего не знал об искусстве и культуре. И, возможно, это и есть причина, по которой я согласился на эту работу.
Я родом из Индии, 8 лет назад я начал работать в Google. Работал в разных командах над разными проектами, такими как Google Maps, Gmail, Google Earth и Android. И все это время менеджеры поощряли меня думать нестандартно. Они поощряли меня создавать проекты, которые не были частью основной стратегии компании.
Я сделал один проект, потом другой. В то время я стал много думать о музеях, потому что я начал ходить в музеи, в Лондоне, в Нью-Йорке, где бы я ни путешествовал. Я разговаривал с моими институтскими и школьными друзьями, рассказывал им, как мне нравится ходить в музеи. А они не могли понять, с чего это я вдруг стал таким искушенным любителем культуры.
И вот я задумался об этом, и мне показалось, что в Европе и других странах люди воспринимают доступ к культуре по-разному. В некоторых странах доступ к культуре считается чем-то привилегированным, а в других люди воспринимают его как национальное право.
Потом я зашел в интернет, чтобы показать моим друзьям, что есть в открытом доступе и что можно увидеть. Большинство информации, которую я нашел, не передавала те самые эмоции, которые я испытывал, когда заходил в музей. Вряд ли, конечно, можно на сто процентов передать эмоции, которые ты испытываешь, когда стоишь перед картиной или историческим объектом, но мне показалось, что мы могли улучшить ситуацию. Поэтому в 2011 мы придумали небольшой проект.
— В чем была основная идея?
— Идея была в том, чтобы собрать несколько музеев. Нам нужно было найти хоть кого-то, кто бы был готов с нами работать, потому что в то время мы были всего лишь группой ребят из Google. Мы начали ходить в музеи, такие как музей Tate в Лондоне и MoMA в Нью-Йорке, и говорить: "Мы поместим вас всех на сайт, сделаем специальные камеры, сфотографируем ваши любимые картины в высоком разрешении, создадим виртуальные экскурсии, пользователи смогут увеличивать изображения".
Можете себе представить, что тогда, в 2009-2010 годах, люди были шокированы самой идеей этого реального, но волшебного опыта, потому что в то время учреждения культуры использовали интернет исключительно для обмена данными. То есть интернет использовался либо академиками, либо для обмена фотографиями и информацией. Но, к счастью, 17 музеев согласились, и в 2011 году мы запустили проект, пока только для искусства.
Академия культуры совсем не похожа на другие проекты в Google, когда есть решение сверху и все работают над его воплощением. Академия культуры появилась органично, сама по себе, и только потом Google решил формализовать ее.
— Сколько сейчас музеев вовлечены в Академию?
— Сейчас у нас 700 партнеров — немного пугающая цифра. Причина, по которой у нас сейчас 700 партнеров, это наш фокус на доступности и разнообразии. Когда мы начинали проект, у нас был выбор. Мы могли взять 300 музеев из Франции, 200 музеев только из одной Италии. И, честно говоря, поначалу я так и собирался сделать. Но потом, к счастью, один директор музея сказал мне, что проблема именно в этом.
Проблема в том, что если спросить кого-нибудь из Китая, он точно знает, кто такой Ван Гог. Но если спросить о знаменитых художниках из их страны или из Бразилии, они, скорее всего, не имеют понятия. Причина в том, что культурный дискурс сконцентрирован на суперзвездных музеях и суперзвездных художниках.
Поэтому вместо того, чтобы концентрировать все усилия на 300-400 музеях из одного большого рынка, как, например, США, Голландия, Франция или Германия, давайте лучше возьмем три музея из Франции, два из Китая, три из Бразилии, один из Индии, один из Кореи. Это намного труднее, потому что приходится пересекать культурные, физические и политические границы.
— Но музеи наверняка опасаются, что люди перестанут в них ходить, – ведь теперь можно все посмотреть в Академии культуры?
— Крупные западные музеи больше не задают этот вопрос. Но в Азии, например, люди по-прежнему беспокоятся. Они очень критичны к тому факту, что проект уведет посетителей из музеев. В этом году статистика музеев показала пик посещаемости, и посещаемость растет. Тут нет прямой корреляции. Но есть корреляция с тем фактом, что музеи, которые воплощают интересные цифровые проекты, набирают популярность.
И так везде. В Бразилии мы увидели бум посещаемости, в Китае. Люди начали понимать, что интернет, цифровые технологии никогда не заменят реальный опыт. Этого никогда не произойдет. Вместо этого музеи привлекут еще больше людей, тех, кто раньше не был целевой аудиторией.
— К чему стремятся создатели Академии культуры Google?
— В настоящий момент масштаб проекта невелик. Да, у нас 700 партнеров из 60 стран, но это ничто. Это ничто по сравнению с тем количеством прекрасного исторического материала, произведений искусства и достопримечательностей в мире. Лувр, например, не представлен на нашем сайте. Мы хотим продолжать работать в этом направлении и представить все это в интернете. И это будет длительная работа в долгосрочной перспективе. Есть и другие вещи, которые мы хотели бы сделать, но на это пока нет ресурсов.
Категория: Культура