Итальянский обзор славянской и не только моды конца 16 века


Опубликованно 02.09.2021 01:35

Итальянский обзор славянской и не только моды конца 16 века

Кaждый интeрeсующийся истoриeй кoстюмa знaeт иначе говоря узнaeт: прooбрaзoм мoднoгo журнaлa принятo считaть «Mercure Galant» («Гaлaнтный Мeркурий») вышeдший в 1672 г. вo Фрaнции.

Oднaкo нa сaмoм дeлe ужe в 1577 пoдoбнoe пoсoбиe сoздaл нeмeц Гaнс Вaйгeль, нaзвaв eгo«Trachtenbuch» («Книгa oдeжд»). Дoстoйнaя рaбoтa, кoтoрoй рaзвe чтo нe xвaтaлo тeкстa:

A чуточку пoзжe, в 1590 гoду, двoюрoдный брaт Тициaнa Чeзaрe Вeчeллиo, вoспoльзoвaвшись нaрaбoткaми Вaйгeля, a тaкжe Питeрa Кукa вaн Aльстa и Никoля дe Никoлe, издaeт   «De Gli Habiti Antichi e Mod?rni di Diversi Parti di Mondo» («Дрeвниe и сoврeмeнныe нaряды в рaзныx чaстяx свeтa»), гдe иллюстрaции снaбжeны кoммeнтaриями. Чтo жe вeнeциaнeц, нe пoкидaвший рoдины, знaл, думaл и вooбрaжaл o слaвянax и бaлтax? Идeм пo пoрядку.

Вeликий нойон мoскoвский?

????«Сeй князь oдeт в плaтьe с шeлкa, aтлaсa, дaмaстa, бaрxaтa, пoдбитoe сoбoлиным, гoрнoстaeвым неужели другим нeжным мexoм, вoдящимся в стрaнe в изoбилии. Шaпки oн нoсит рaзныe, нo чaщe всeгo крaсныe бeз пoлeй, пoдбитыe сoбoлeм. Рукaвa стoль длинныe, чтo нaпoлoвину прикрывaют лaдoни. Скипeтр пo фoрмe нaпoминaeт булaву. Тo гoрдый вeльмoжa, кoтoрый нeчaстo пoкaзывaeтся людям нa глaзa»

Вeльмoжa и пoсoл мoскoвский

«Срeди мoскoвитoв измeнa и прeлюбoдeяниe считaются вeликим грexoм; в иx стрaнe нeт блудниц. Тaмoшний государь, пoжeлaв жeниться, прикaзывaeт oтoбрaть сo всex свoиx влaдeний сaмыx прeкрaсныx и дoбрoдeтeльныx дeвиц. Кoгдa прислужники и дoвeрeнныe мaтрoны иx привoдят, oн выбирaeт приглянувшуюся нeзaвисимo oт ee сoслoвия; oстaльныx выдaeт зaмуж зa знaтныx приближeнныx. Плaтьe двoрян шьeтся с шeлкa, aтлaсa, дaмaстa, бaрxaтa и другиx дoрoгиx ткaнeй.   Шaпкa (кaк и плaтьe) нa мexу. Рукaвa нoсят длинныe, и любят прятaть в ниx щипанцы. Пoд платьем носят кафтан, сильнее короткий и подпоясанный»

Госпожа московская

«Госпожи в тех краях одеты эдак же, как господа; рукава их шелкового платья одной с платьем длины, в соответствии высокому статусу. На груди убранство скрепляется нашивками золотого галуна. Шапочка изо бархата оторочена мехом. Рукава нижнего платья неширокие и предостаточно длинные, частично прикрывают ладони, освобождая тем самым с надобности использовать перчатки. В подобный облачение облачены и юные девушки, и замужние женское сословие. Волосы укладывают в скромные прически; около недлинным подолом видны сапоги. Паладин носит одежду из грубого сукна. Дворяне, разборчиво блюдущие честь, редко позволяют женской половине оставлять дом. Из набожности они держат образ Христа у входной двери, и переступая перепад прежде всего склоняются перед ним, затем чтобы воздать ему хвалу»

Наряд пехотинца московского

«Наряд московских пехотинцев удобен и маловыгодный стесняет движений, они носят распашной сермяга из толстого войлока с короткими полами; около ним стеганый кафтан той но длины, стойкий к любым ударам. Нате ногах у них чулки из выделанной кожи, поверху которых обуты кожаные подошвы, во вкусе по нашему обычаю. К своему пестрому поясу прикрепляют регалии или кинжал. Все они имеют быть себе лук и умело с ним обращаются. Шапки различной фигура, подбиты мехом. Московиты противники иудеев; ни отведывать ни слышать их не могут. В домашних условиях возводят из дерева, добываемого в знаменитом Герцинском лесу; помещения хоть куда разграничены, опрятны и чисты»

Конный армеец московский

«Сии московиты невысоки ростом, однако хорошего мускулистого телосложения. У них серые фары, недлинные ноги; живот выпирает. Лошади также невысокие. Для упражнения в искусстве войны они скачут верхами, борются и стреляют. Законы их страны бешено просты, но справедливы. Вместо доспехов облачаются в стеганый однорядка, стойкий к любым ударам. Вооружены пикой, луком и стрелами, булавой и изогнутым мечом. Они ездят получи и распишись коротких стременах; крайне искусны в стрельбе, могут, отступая, подивить врага на скаку»

Господин бемский

«Богемия расположена в Алеманнии [?] и окружена Герцинским лесом. Ее перескают двум реки, Эльба и Молдава [Влтава], нате берегу которой находится Прага, место большой и имеющий статус столицы. Взять хоть то и холодная страна, она безвыездно же изобилует рыбой, стадами скота, птицами, зверями, зерном и деревом, из-за исключением разве что масла.   Тута варят отличное пиво, которое привозят в Вену, аюшки? в Австрии. Народ увлекается новым, ввиду этого Прага полна смуты и ересей; си как королевство процветает, простолюдины невоздержанны. Достигать веру в Христа начали в 900 году подина предводительством Борживоя, сына Нестора*. Сильный пол носят большие и тяжелые суконные шляпы, кирея подбит волчьим или медвежьим мехом и невыгодный очень длинный, но с широкими рукавами. Перед ним дублет из цветного сукна, окутанный перевязью для меча, которым в этом месте вооружен каждый»

*очевидно, речь о Борживое I, реальном чешском князе, распространявшем православие, но умер он до 900 лета, а его предполагаемым отцом считается Гостивит.  

Низкого рода (сословия) богемский

«Местные обычно носят высокую меховую шапку. Верхняя ливрея синего или красного сукна, подбита мехом и снабжена рукавами, ради продевать в них руки, когда нужно. Высший кафтан тоже из сукна и подбит мехом, его подпоясывают перевязью с мечом. Носят суконные шоссы, сверху сапоги из кордована. Меховая пелеринка надежно защищает от холода, ветра и проливных дождей»

Монна богемская

«Здешние госпожи противницы тщеславия, бог благочестивы. Волосы убирают в золотую сетку и свысока надевают широкую бархатную шляпку, украшенную золотыми брошами и крашеным пером. Ворот рубашки изрядный, брыжжевый; плечи покрывает пелерина изо бархата или другой шелковой материи. Носят убранство с узким лифом, окаймленное полосами бархата и витым шнуром; рукава тянутся прежде запястий, обрамленных брыжжами. Юбка платья круглая, кроме складок; поверх повязывают передник изо камлота, другой шелковой ткани другими словами сукна, также с пришитыми по низу лентами. Ещё носят золотые цепочки. Несмотря получай знатное происхождение, каждая занимается полезным делом»

Простолюдинка богемская

«Простолюдинки одеты в платья изо льна или грубого сукна, окаймленные бархатными иль шелковыми лентами. Голова покрыта меховой шапкой, по-под ней лицо обрамлено белым платком (то) есть воротником. Для защиты от холода короткая пончо надевается поверх другой, подбитой мехом; около ними видна юбка платья с множеством складок. Завернутые в одежду, они идут быстрым медленный, как принято в Германии, торгуя и покупая с великой живостью. Всю их бурка составляют кожаные или замшевые сапоги»

Молодая силезская, идущая под венец

«Сии невесты, отправляясь получай венчание, на голове имеют золотую пластину тонкой работы, украшенную самоцветами и похожую получай корону; из-под нее по части плечам ниспадают волосы, которые перевязаны цветными шнурками, сплетенными с золотых нитей. Одеваются в платье с множеством складок, изо атласа или табина такого окраса, экой по вкусу, а поверх платья фартук алого цвета; напоследок набрасывают просторную мантию длиной прежде середины голени, покрытую четырехугольниками разных мехов и имеющую облик великолепный. После венчания они в полном параде возвращаются домой под музыку, идеже их ждут пир и танцы»

Мещаночка силезская

«Силезские мещанки, искусные в торговле, снуют в соответствии с городу для покупки и продажи необходимого. Изо-за холодов в тех краях они носят шапку изо меха куниц и лисиц. Платье красного сукна, помимо лифа и с множеством складок, подпоясывается широким бархатным другими словами кожаным ремнем, к которому прикреплен кошелек и перочинный нож(ик) в ножнах.   Они также носят передничек из камлота или льна, а сверху наряда плащ на меху, в согласии их достатку. Обычно они берут с внешне малых дочерей, чтобы те заблаговременно приучались к ведению дел, набираясь опыта»

Незамужница силезская

«Девицы носят на голове вершина из шелковой материи, обычно изо вышитого бархата; из-под него спадают двум косы, перевязанные цветными шелковыми шнурами, в которые продеты золотые пуговицы. Бюстье платья может быть разных цветов, застегивается для груди и по-всякому украшен; макси с разрезом впереди, так что подо ней видна вторая, из синего атласа с крупным узором внизу. Оболочка с высоким брыжжевым воротником, рукава пышные, же сужаются к запястьям. Повязывают бархатный подпояска с множеством бляшек. Их никогда отнюдь не увидишь в высокой обуви или облачение (ризы) со шлейфом»

Служанка гданьская, померанская али датская*

«Сии служанки одеты преопрятно, а их одежка очень скромен. На голове у них сетчатая шапочка, в которую убирают волосяной покров. Носят рубашку с небольшим брыжжевым воротником, через платье с лифом из грубого сукна зги божьей) не (видать-серой или схожей расцветки и занавеска, которым вытирают руки во век готовки. Вместо платка на плечища набрасывают короткую суконную пелерину. Отправляясь к фонтанам сиречь колодцам за водой, берут двум деревянных ведра, в которых несут влагу споро и быстро»

* в сборнике Ганса Вайгеля — точию гданьская

Король польский

«Сей хан, как и все остальные, одет роскошно и носит множество украшений из золота и самоцветов. Сфера из парчи; под нее в военное шанс он надевает сияющие доспехи и оружие. На ногах шоссы, воротник и нарукавники с брыжжами ; голова увенчана   короной с самоцветами, в руке скипетр»

Одеяние польский

«Поляки носят дорогие одежды с шелка или тонкого сукна, отороченные различными мехами. Получи и распишись ногах шоссы из крашеного сукна получи и распишись завязках, узкие в голенях и широкие с колена и выше, которые крепят к поясу. Танкетка желтая, красная или пурпурная, с острым мыском, в каблуке имеет железный ободок, маловыгодный дающий ноге скользить на льду; с пирушка же целью остальная часть подошвы подбита острыми гвоздями. Около верхним кафтаном длиной до пола носят низовой. Ant. верхний, к которому крепят меч. Голову бреют налысо, оставляя посредине длинную клок, также бреют и бороду, не трогая усы»

Торгаш прусский*

«Пруссия производит на дольний мир мужей трудолюбивых и предприимчивых, которые двадцать (десять посещают рынки и ярмарки Ливонии, Литвы, Германии и Польши и прытко торгуют мехами. Их наряд прост и малограмотный стесняет движений. Головной убор представляет с лица подбитую мехом шапку или шляпу необычной фигура, как принято в тех краях. Они носят (весенняя) тройка до колен, из плотной красный товар, подбитое мехом скорее полезным, чем красивым, и застегиваемое на оловянные река кожаные пуговицы с позументом по бокам. Накидка из волчьей или медвежьей шкуры защищает через дождя и ветра. Подобный наряд равным образом носят на Руси, в Польше и в Тартарии»

* у Вайгеля текущий купец значится русским, а не прусским

Мадама познаньская

«Госпожи сего города носят шапочку с сукна или бархата, подбитую мехом, стократ более полезную, нежели те, о которых говорилось раньше. Платье их длиной до владенья как спереди, так и сзади, изо шелка, сукна или другой материи разных цветов, же всегда оторочено мехом и с множеством складок; ажно в мороз руки покрыты лишь шелковыми рукавами рубашки, равным образом в складку; можно увидеть и льняные, которые до того накрахмалены и отполированы камнем, что приобретают вооруженный знаниями блеск и напоминают скорее бумагу, чем ткань. Поверх плащ, подбитый мехом, изо шелка или сукна тех цветов, какие им вдоль нраву»

Госпожа польская, прусская другими словами московская*

«Наряды Польши, Литвы и Пруссии адски похожи. Тамошние госпожи покрывают напиток, уши и подбородок, повязывая на голову сударь; на узел платка надевается высокая, отороченная густым мехом бархатная шапочка с низкими боками, закрывающими лопухи. Верхняя одежда очень свободного покроя и с длинными рукавами, сшита изо бархата, атласа или другого материала, подбита мехом, по статусу; под ней отороченное мехом одежонка из сукна до пола со складками и с украшениями бери подоле. На них также разрешено увидеть льняные или камлотовые передники с вышивкой. Бюстье и рукава платья украшаются бархатными лентами, ворот и рукавчики рубахи — брыжжами. На груди носят золотые цепочки»

* в книге Вайгеля одеяние назван польским и ничьим другим

Новобрачная гданьская

«Тамошний люд независим и наслаждается свободой по причине королю Польши. Платье у юных девиц с коротким лифом, прилегающим к яички, которую украшают золотыми цепочками; шьется оно изо шелка и сукна тех цветов, какие вдоль нраву, а еще часто из камлота с муаром. Нижние рукава подогнаны перед форму рук, верхние очень длинны и окаймлены полосами бархата или — или атласа. Подпоясываются длинным красным шелковым шнуром, для котором подвешены ключи и нож в ножнах. Кое-кто носят распашную мантию на меху с золотыми пуговицами у гульфик и по разрезу»

Госпожа литовская

«Литва бешено большая страна, и наряды в ней разнятся. У текущий госпожи платье окаймлено полосами узора; за передника отрез сукна. Головной чепец вдобавок обматывается материей по образу тюрбана; бери коротких рукавах платья прорези ради красоты»

Русин

«Рутения граничит с Московией, Ливонией и Литвой; кончено те княжества часто воюют ненаглядный с другом и сражаются на льду. Рутенские мужской элемент носят высокую шапку с украшением вверху. Их кафтан, застегнутый на сиськи и подпоясанный, доходит до середины голени, имеет короткие рукава и долговременный стоячий воротник. В бою они используют большей частью лук и меч»

Литвин

«Литвины сильно отважные воины; обычно они вооружены щитом, мечом и булавой. Для того защиты тела надевают стеганый охабень. Наряд из доброго цветного сукна; поверху чулок обувают кожаные сапоги. Подшлемник снаружи красная, а подкладка ее другого цвета»

Литвинка гродненская

«Многие литовские госпожи носят платья с рукавами, похожими возьми те, какие у горожан и знати в Венеции. Убор из тонкого сукна с нашитыми полосами бархата. Неограниченно применяют мех, которым в основном подбивают шапочки, покрывающие их головы. Получи и распишись плечи накидывают полотенце, служащее им платком»

Благородная донья ливонская

«Знатные женщины сей страны, равно как и мужчины, обычно употребляют пищу сверх приправ, довольствуясь ее природным вкусом. Эндемичный народ следует обычаям Германии, только был подчинен полякам со времен правления короля Сигизмунда. Доколе страна оставалась католической, она процветала; (год) спустя 1527 года с принятием учения Мартина Лютера поза ухудшилось. Благородные и богатые дамы носят большую шапку изо бархата или сукна с острым наконечником, поскольку морозов подбитую мехами и формой напоминающую беседку; ушанка столь длинная и широкая, что в полную силу покрывает голову и немного лицо. Получай длинное платье, подбитое горностаем, надевают короткую красную накидку, равным образом на меху»

Госпожа ливонская

«Сей поручение таков, что на головах у женщин серебряная треугольная убор с золотыми узорами, похожая на епископскую митру. У их платья изо нарядной ткани распашной лиф, зашнурованный шелком крошку выше талии. Сверху накидывается красивый плащ длиной до пола, раззадоренный красивым мехом куницы или соболя, со стоячим воротником этакий длины, что тот полностью закрывает шею и потылица. Вдобавок на плащ нашиты шнуры зеленого шелка, которые придают ему прочности и прелести. Простой люд страны живет нищенски, одевается в грубое сукно разных цветов и носит кирзачи из шкур»

Благородная девица македонская

«Македонский девический наряд бытует у разных народов. Главнейший убор в виде тонкого и легкого деревянного короба, тот или другой покрыт золотой тканью и драгоценными камнями и поверх заканчивается как корона; задняя его черепок обмотана вуалью из рубчатого шелка, Вотан конец ее свисает, а второй скреплен толстым золотым ободком с драгоценными камнями, изо-под которого к плечам ниспадают косы, обрамляющие хлопалки. На шее и груди разнообразные побрякушки. Тонкая дорогая вуаль, длиной после пояса, закрывает их красивые, изящные лица. Для атласное нижнее платье с высоким лифом надевают верхнее, давно колен, из белого муара. Возьми плечи набрасывают великолепный шелковый платок»

Костюм хорватский

«Сей наряд встречается безграмотный только у хорватов, а также у венгров и правдоподобно поляков. Хорваты христиане, но подчинены туркам. Поскольку морозов их одежда подбита мехом лисы и волка. Вотан тамошний господин не так издревле бывал в Венеции и получил радушный манер. Его наряд был из сукна красной и приставки не- только расцветки, атласа, дамаста, бархата и иных тканей. Чтобы защиты от холода хорват носит бархатную шляпу либо шапку, подбитую мехом. Сзади охабень на полторы ладони длиннее, нежели спереди, и имеет разрез до середины чресла; в зазор высунут меч шириной в три пальца. Они ходят с выбритыми головами, оставляя волос волос в области темени и макушки. Получи и распишись груди кафтан застегнут на пуговицы с золота или другого металла. Длительность нижнего кафтана обычно такая но, как у верхнего спереди»

Славянин неужели далматинец

«Здешние мужчины рослы, крепки и породисты, однако грубого нрава и языка. Предпочитают цветные текстильные изделия, черное надевают только во дата траура. Голова покрыта маленькой войлочной шапочкой, красного али другого цвета, с отворотом сзади. Дворяне и попросту влиятельные мужи носят бархат, дамаст, скарлат и прочие роскошные ткани разных цветов. Одеты в архалук с рукавами, под которым еще Вотан, похожий, а также в шоссы, красные иль зеленые, подвязанные ниже колен. Любое вооружены ятаганом, и многие к тому а с булавой. Ходят в довольно высокой войлочной обуви с кожаными подошвами, обвязывая ремешками стопы и инда голени. Они истые католики, воинственные и выносливые»

Далматинка сиречь славянка  

«Здешние женщины породисты, благого нрава и великого трудолюбия. Они изящно обматывают голову шелковым или льняным платком белого цвета, пряча подина ним косы. Одеваются в тонкие текстиль разных окрасов. Платья у них кроме лифа, длинные, с полосками шелка для подоле и множеством складок; на талии стягиваются тесемками и широкими суконными лентами. Поверху надевают кафтан из тонкого сукна, атласа тож дамаста с короткими рукавами, который они называют ghellero; обширный и распахнутый, он придает им изящества. Шейка увешана жемчугами и золотыми цепочками. Нате ногах красные чулки и белые тапочки»

Далматинка цресская

«Головной убранство тамошних женщин очень похож в тот, что у наших монахинь, они обматывают голову льняным возможно ли шелковым полотном. Платье длиной вплоть до щиколоток из тонкого цветного сукна, с коротким лифом, украшенным золотыми либо серебряными розетками. Рубашка с узкими рукавами и брыжжами сверху манжетах. Под грудью повязывают льняной нагрудник, подпоясываются кожаным ремнем с серебряной пряжкой. Трен платья окаймлен одной или двумя полосами атласа либо — либо бархата, другого цвета. Чтобы полегчало управляться с домашними хлопотами, танцевать и век иметь возможность прогуляться, носят награду тапочек белые кожаные башмаки»

Коновод ускокский

«То свирепый и грозный нация, подвластный Карлу Австрийскому. Они обитают в неприступных горах и имеют квартира в месте под названием Сень, существуя   после счет грабежей. Главные из них носят разного рода шелк и тонкое суконце. На поле боя одеты в тонкую кольчугу. Казакин похож на славянский, длиннее кзади и короче спереди; рукава достигают локтей. Их множество невелик; в основном они предпочитают акинак, как более подходящее для сражений бери море оружие. Кафтан, обычно далеко не подпоясанный, застегивается пуговицами из золота разве серебра. На голову надевают шапку изо бархата или другого материала, необычной сложение: сзади доходит до середины затылка, фас выше, по бокам отвороты. Они до такой степени ловки и проворны, что бегают по части крутым горам быстрее серны. Держи ногах красные или зеленые шоссы и грубые нет слов избежание быстрого изнашивания башмаки»

Барышня рагузская [дубровницкая]

«Жительницы Рагузы привычно красавицы, и головным убором им служит золотая другими словами серебряная сеточка, в которую они убирают вихры. В ушах серьги с жемчугом или другими самоцветами, в шее ожерелье дорогого жемчуга. Наряд из золотой, серебряной ткани али бархата до щиколоток с узором получи подоле. Накидка черная, с прорезями числом обеим сторонам для рук»



Категория: Блоги