Ангоб - это что такое... Состав покрытия и нанесение


Опубликованно 07.09.2018 01:33

Ангоб - это что такое... Состав покрытия и нанесение

Ангоб – это белое или цветное покрытие для глиняных изделий. Это вещество идеально подходит для подчеркивания естественного цвета глины и для добавления декоративных акцентов. Его наносят на влажную или сухую глину, а затем обжигают. При необходимости, его можно покрыть глазурью. Использование ангобов может быть прослежено до 3000 г. до н. э. Образцы керамики, обработанные таким веществом, были обнаружены во время археологических раскопок. Ангобы для керамики - что это

Они представляют собой жидкую керамическую массу, смесь глины, воды и, как правило, красителя. Также в качестве ингредиентов могут использоваться флюс или кремнезем (диоксид кремния). При их изготовлении используется фриттированный материал (фритта, богатый кремнеземом стеклянный состав, который обжигают на небольшом огне до спекания). Это позволяет уменьшить усадку на готовом изделии.

Свойства ангоба и глазури чем-то похожи. Глазурь – это тонкое стекловидное покрытие, используемое для глиняных изделий. Она представляет собой порошкообразные смеси оксидов и пигментов, разбавляемых водой. Ее наносят путем окунания, распыления, полива или при помощи кисти. Эти два вида покрытия отличаются на готовом изделии: глазурь имеет глянцевую отделку. Как используется

Ангоб – это покрытие, которое считается универсальным. Его используют в первую очередь для того, чтоб придать работе глубину цвета и разнообразить ее.

Цветные ангобы используются в качестве подглазурных красок. Им свойственна большая сочность цвета, с их помощью легко создается богатая цветовая палитра с очень многочисленными оттенками и тонкими переходами.

Ангоб - это один из наиболее эффективных способов окраски керамических изделий в случае использования сложных детализированных рисунков, особенно при использовании нескольких разных цветов.

Он может использоваться как сплошное или частичное покрытие. Он помогает сформировать более гладкую поверхность. Также при помощи росписи ангобами можно скрыть нежелательную окраску, рельефный рисунок и прочее. Они могут использоваться как покрытие, для которого не применяют дополнительную обработку: таким образом, изделие приобретает законченную фактуру и цвет. Также его используют как промежуточное покрытие между слоем керамики и глазури.

Используя ангоб, можно наносить цветовые пятна, полосы и сложные рисунки. Для нанесения точного рисунка можно использовать карандаш, чтобы сначала нанести разметку. Также можно использовать трафарет.

В наибольшем объеме ангоб используется при изготовлении плитки как прослойка между основой и глазурью. При этом используются автоматизированные методами завалки/окунания. Белый ангоб создает поверхность, на которой глазури могут иметь такие же яркие цвета, как на фарфоре.

Нанесение

Ангобы наносят так же, как и глазурь, путем полива, окунания, распыления ли при помощи кисти. При этом изделие может быть сырым, слегка подвяленным, сухим или прошедшим предварительный обжиг. После того как ангоб был нанесен, изделие может быть сразу покрыто глазурью и отправлено на обжиг. Однако наибольший эффект достигается, если глазурь наносится после того, как изделие, покрытое ангобом, было предварительно обожжено.

Условия нанесения

Основные условия качественного покрытия изделий ангобами: безукоризненно чистая поверхность изделия, соответствие воздушной и огневой усадки ангоба и ангобируемого материала, шероховатая поверхность изделия для о6еспечения спекания ангоба с основным материалом. Толщина наносимого слоя ангоба не должна превышать 0,2 мм, так как более толстое покрытие при высыхании и обжиге может отслоиться. Изготовление

Существует определенная технология приготовления ангобов. Твердые материалы (пегматит, мел, стекольный бой) сначала промывают, сортируют и измельчают. Затем они дозируются в соответствии с составом, помещаются в шаровую мельницу, где к ним добавляют 40% воды, а также, в случае необходимости, красящие пигменты. Процесс помола и смешивания занимает от 20 до 25 часов, после чего полученная смесь процеживается и разливается по емкостям. Табачный ангоб

Впервые эта техника появилась в Англии совершенно случайно, когда на декорируемое изделие мастер сплюнул жевательный табак, в результате чего стали расползаться рисунки, похожие на ветки или кораллы.

Черный ангоб разводится до консистенции чуть более жидкой, чем обычно. В него добавляется выжимка из табака. Также можно использовать ангоб любого цвета с добавлением пигмента или оксида. В этом случае процесс происходит при смешивании кислой и щелочной среды. Первую из них можно создать при помощи уксуса, лимонной кислоты, терпентина, феари и даже пива.

Для того чтобы нанести рисунок, необходимо капнуть полученную смесь, не прикасаясь кистью к изделию. После этого изделие сушится, обжигается, покрывается прозрачной или полупрозрачной глазурью и снова обжигается. Особенности процесса создания

Совершенствование реологии (текучести вещества) с учетом удельного веса, вязкости и тиксотропии (способности к разжижению) суспензии является сложным, деликатным процессом. Большое значение придается оборудованию для перемешивания, так как необходимо следить, чтобы при процессе в массу не втягивались пузырьки воздуха. Для быстрого высыхания ангоба необходим не слишком большой удельный вес основы, достаточное количество жидкости для обеспечения текучести и вязкости. Консистенция ангоба меняется при хранении, поэтому необходимо тщательно перемешивать и регулировать степень вязкости при каждом использовании.

При его использовании следует помнить, что чем толще слой, тем больше это создает проблем. При нанесении на твердые изделия ангоб должен механически соединяться с поверхностью во время сушки и усадки. Когда глазурь наносится на ангоб, важно, чтобы тепловые расширения двух материалов дополняли друг друга.

В каждом случае коэффициент усадки ангоба - это важный параметр, он должен соответствовать аналогичному параметру глины под ним, в противном случае верхний слой будет поврежден. Материалы для создания

Их подразделяют на несколько групп: глины с каолином или кальцинированным каолином, обычно используемым вместо шаровой глины для противодействия усадке; флюсы, используемые в глазури; наполнители (обычно диоксид кремния); отвердители (бура, борат кальция и различные смолы) красители.

Основные рецепты ангоба

Следующие три рецепта для основных ангобов дают хорошую отправную точку для дальнейших экспериментов. Ангобы могут быть окрашены любым обычным способом.

В его состав могут входить компоненты в следующем процентном соотношении: Каолин - 20, тальк – 25, кальцинированный каолин – 10, борат кальция – 15, диоксид кремния – 15, бура – 5, циркопакс – 10. Каолин - 15, тальк – 10, кальцинированный каолин – 20, борат кальция – 10, нефелиновый сиенит – 10, бура – 5, диоксид кремния – 20, циркопакс (цирконовый глушитель для глазурей) – 10. Каолин - 15, тальк – 5, кальцинированный каолин – 35, нефелиновый сиенит – 15, бура – 5, диоксид кремния – 15, циркопакс – 10. Получение цветных ангобов

При изготовлении цветного ангоба берут тщательно отмерянное количество красящего пигмента. Сначала его растирают на стекле с добавлением воды. Затем белый ангоб тщательно смешивают с полученной массой до равномерного окрашивания.

Для создания простого синего ангоба можно использовать 40% шаровой глины, 20% красного оксида железа, 20% двуокиси марганца, 20% оксида кобальта.

Для окрашивания рецептов базового ангоба можно использовать различные оксиды, карбонаты и коммерческие красители. Некоторые цвета можно получить при добавлении следующих красителей.

Черный оттенок получается при добавлении 3% оксида железа и по 2% оксида кобальта, оксида никеля, диоксида марганца.

Темно синий цвет достигается при добавлении 1,5% оксида кобальта.

Зеленый цвет средней насыщенности получается при добавлении 3% оксида меди.

Охру получают при добавлении 4,5% желтой охры.

Рыжий цвет средней насыщенности достигается при добавлении 3% оксида железа.

При добавлении 6% рутила можно добиться кремово-коричневого оттенка.

Если добавить 3% хромата железа, получится ангоб темно-серого цвета. При добавлении 6% диоксида марганца получится фиолетово-коричневый цвет. Автор: Violetta Berezina 18 Августа, 2018



Категория: Блоги