Болотов: учителей не готовят к тому, чего они требуют от учеников


Опубликованно 17.11.2016 05:57

Болотов: учителей не готовят к тому, чего они требуют от учеников

Готов выпускник педвуза работать в школе? Как определить хороший учитель или плохой? Потому что вы не можете оценить качество работы педагога по результатам ЕГЭ студентов? Это и многое другое, - сказал академик РАО, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования Виктор Болотов.

- Виктор Александрович, наши студенты постоянно сдают некоторые экзамены – экзамены, промежуточные, выпускные. Скажи, выпускники педвузов, как что-то "фильтр" на входе в школу? Они готовы к работе учителя?

— В России документ послешкольнольном формирование двух целей: с одной стороны, диплом указывает на окончание школы и поступление на более высокий уровень образования (аспирантуре, в случае высшего образования), с одной стороны, что дает пропуск на рынок труда. Кстати, в мире далеко не везде так: во Франции, например, вы можете закончить Сорбонну, но работать в школе не разрешается, до тех пор, пока успешно экзамен на профквалификацию.

Готов выпускник педвуза, получив диплом "два в одном", эффективно работать в школу? Практика показывает, что не очень. Нужно "довести до ума". Кстати, не случайно многие директора школ, когда сравнивают выпускников педколледжей и университетов, говорят, что "машина" – на работе, в классе, в начальной школе – лучше подготовить выпускников колледжа.

В школе стандарт предусматривает, что детям нужно освоить красивые метапредметными навыками — они должны приобрести навыки анализа и критического мышления, получить хорошие коммуникационные навыки, научиться работать в сотрудничестве. Но мы готовим к этому наших студентов педвузов? Как правило, нет. В университете есть лекции, семинары и экзамены, где каждый сам за себя; и практика, во время которой, казалось бы, должна быть совместная работа, но на самом деле это редкая, и во многих педвузах практика до сих пор воспринимается как очень не обременительную нагрузку для учителей.

Кажется, что мы не готовим будущего учителя на то, что мы просим от школы. Но я согласен, вряд ли человек, который не владеет определенными навыками, не в состоянии научить владеть кто-то другой.

- Какие специфические навыки, на ваш взгляд, обязательно должен обладать будущий педагог?

— Ответ на этот вопрос пытались найти Юджин Сша, который вместе со своей командой он разработал профстандарт педагога. На мой взгляд, коллеги преувеличены, они написали, "список желаний". Они нарисовали портрет идеального, а не реального педагога; в самом деле, не педагог, и портрет хорошая школа, в которой учителя работают с одаренными детьми, и с детьми с проблемами поведения, и с родителями.

Что проверяет будущего учителя, когда мы даем ему диплом? Проверяем знания элементов физики, математики, литературы, языка, и т. д.? Без сомнения. Кроме того, во время дипломной работы, проверяем, если знаете сделать свою исследовательскую работу, или, лучше сказать, квазиисследовательской работы, потому что часто это не новые знания, и компиляции уже известных знаний. Но проверяем, если у нас его профессиональная компетентность, как он может работать с детьми? Нет! Считается, что он освоил эту способность во время педпрактики.

В последнее время, все чаще и чаще говорить о том, что необходимо ввести профессиональный экзамен для наших педагогов. Это не еще один тест, и более сложной задачи оценки, прототипы которого в России хорошо известны. Что-то подобное было сделано в центре образования: создаются случаев, для того, чтобы проверить владение теми или иными навыками. Вполне вероятно, что с портфелем, в состоянии работать после двух-трех студентов, и это уже групповая работа, о которой я говорил ранее.

- Как это возможно, что каждый выпускник проверить все навыки, которые в профстандарте?

— Все должно зависеть от того, к какому виду деятельности готовится. Если вы идете в тренажерный зал элита, вы должны проверить, если он знает, как работать с талантливыми и мотивированными детьми. Если вы идете в школу в районе трудно, нужно проверить, если знает, как проводить работу по профилактике асоциального и девиантного поведения. В школе для детей с ОВЗ – необходимы некоторые навыки, в школе, где много мигрантов – другие, в сельской малокомплектной школе – третьи. Мне нужно проверить именно то, что нужно в зоне ближайшего профессионального будущего педагога.

- Не работает, так, что подобные проверки направить молодого педагога в рамках узкого профиля?

— Может быть диплом, но и множество дополнительных сертификатов, подтверждающих проведение данной экспертизы. Это как мощный двигатель, к которому можно добавить несколько агрегатов: если ты должен пахать, можно цеплять плуг, надо боронить – борона, мы должны сеять – сеялка, мы должны молотить — молотилка. Каждый раз, когда учитель, овладевший новый уровень мастерства, получает сертификат и приз соответствующий. Согласитесь, что учить математике слепых детей, и многое другое – здоровые ребята.

- Предположим, педагог получил все эти навыки. Как можно проверить качество его работы?

— О качестве работы учителя должен быть судим только добавил, чтобы знать: если на вашей теме, дети были на одном уровне, с вами работали, вышли на другой, это означает, что вы хороший учитель. Для этого необходима система независимой оценки в школе: необходимо проводить мониторинг и разделах успеваемости, фиксировать прогресс и регресс.

Я категорический противник оценки учителя в средней школе только для того, чтобы результаты ГИА и ЕГЭ. Конечно, экзамены дать некоторую информацию, но всегда нужно учитывать контекст социокультурных, в том числе также сведения о наличии школьницей, бабушка с высшим образованием. Если мама и папа академики, и ребенок сдал ЭКЗАМЕН на 80 баллов, мы должны понять, почему это так или плохо. И если ребенок из многодетной семьи, где воспитывает одна мать-одиночка, она получила 50 баллов, учитель ребенка можно и похвалить. Лобового сравнения здесь неуместны.

- Но еще раз, мы говорим о проверке эффективности учащихся, а не учителя же...

— Мы просим учителей, знают, как сформировать у детей патриотизма. Конечно, скажут, что знают, легко написать замечательное эссе на эту тему. Но если они это сделают в школе? Учитель может знать, но не делать. Я должен проверить деятельность воспитателя и его деятельности, заключается в детей, в их развитии.

Ясно, что торопиться здесь нельзя. Как только результаты проверки будут приняты административные меры, как только мы начнем наказывать или поощрять учителей, немедленно начать съемки в поле. Это как в том старом мотоцикле, когда в одном из регионов рк КПСС он потребовал, чтобы научить детей, без троек, и, буквально, за год в школе остались только хорошие и хорошисты. Кстати, если говорить о патриотизме, вы должны оценить деятельность конкретного учителя или, не дай Бог, уровень развития патриотизма отдельного студента, и всю ситуацию в школьной среде – создает условия для формирования патриотического сознания студентов. И неплохо было бы сначала договориться о том, что мы вкладываем в это понятие.

Главное – культура для оценки деятельности учителя. Шаги в этом направлении были сделаны, но основная проблема не работал. Есть бонусы стимулирования, но четко не написано, кто и за что их заряда. Например, в некоторых школах, учителям доплачивают за участие детей во внешкольных мероприятиях — бывает, что дети ногами толчок, чтобы эти задачи. В одном из регионов министр шутит, что бабушка боится столкнуться с дорог – они сразу бегут студенты, хватают на руки, вытащил на другой стороне улицы — только вы подписали бумагу, что они помогли ей в трудной ситуации.

Учителя в школах уже начинают пожинать то, что детей в системе образования называется портфолио – сертификаты о прохождении курсов повышения квалификации до дипломов участников различных мероприятий. Но изменилась ли от этого реальная деятельность учителя? Вопрос остается открытым. Да, мы уходим от знаниевой парадигмы, но и к оценке фактической эффективности работы учителей мы еще не приехали. Это ближайшая задача, которая стоит перед педагогической наукой и бизнес-консультантов.



Категория: Интернет