4G-связь: в Украине начинаются бои без правил


Опубликованно 24.09.2016 06:02

4G-связь: в Украине начинаются бои без правил

В Украине, только 40% территории покрыто связь третьего поколения. Крупнейших российских операторов - "Киевстар", "МТС Украина" и lifecell - сделали это за полтора года с момента конкурса на 3G в феврале 2015 года. Теперь правительство ставит перед собой более амбициозную задачу – создать условия для внедрения 4G, в частности, провести тендер на связи следующего поколения в декабре 2017 года.

Время, чтобы начать долгожданное для украинцев кампания 4G не много. Между тем, Украина безнадежно отстала в этом направлении, во многих странах есть сети 4G уже давно разработаны и внедрены.

Добро пожаловать на рынок

Наиболее перспективным для развития сетей 4G (LTE) на несколько частотных диапазонах стандарта CDMA 800 и GSM 900/1800, поддержка UMTS 2100, где украинские операторы уже давно успешно расширять свои сети 2G и 3G. Однако, в этот список также входят полосы 2300-2400 МГц и 2500-2700 МГц, в которых работают WiMAX-операторы. Если первое каналам связи в основном распределены между операторами "большой тройки", последние две большие части спектра заняла малоизвестная компания "продленным доступом", ""интеллектуальные коммуникации" (Intellecom)" Жираф " и "s-линия", опираясь на очень известных деятелей.

Например, оператор "продленным доступом" входит в состав финансово-промышленной группы "СКМ" Ринат Ахметов, Intellecom находится в ведении бывшего оператора основатель "Киевстара" Игорь Литовченко, а "s-линия" владеет российский бизнесмен Евгений Ройтман. И, как сообщает пресс-служба Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ), использовать известные бизнесмены частной радиочастотного ресурса неэффективной и неустойчивой. В этой связи, указанной частоте, фактически бездействует.

"Некоторые операторы, пользуясь лазейками в законах, поставить условную одной базовой станции в регионе и, таким образом, выполнил условия лицензии. Занят диапазона и развития рынка не будет", - жалуется на расстановку сил на украинском карточка 4G-пресс-секретарь НКРСИ Татьяна Лиговская.

По ее словам, чтобы решить эту проблему, регулятор намерен "экономическими методами".

Ход конем от оператора связи

В начале 2016 года, Национальная комиссия приняла решение не продлевать лицензию Ахметовской компании "МДС" и оператор с российскими корнями "s-линия". Однако компания обжаловала это решение в суде и выиграла право на дальнейшую деятельность на украинском рынке телекоммуникаций.

Регулятор пошел на более радикальные меры в попытке "заставить" любого из этих операторов доля радиочастотного ресурса с другими игроками, или платить за эту привилегию.

Дело в том, что согласно действующему законодательству, арендная плата за полосы частот 2300-2400 МГц и 2500-2700 МГц за 1 грн 40.92 МГц. Между тем, 2G и 3G частоты около 23 тыс. грн за 1 МГц, что составляет 560 раз дороже. Таким образом, небольшая Телеком-операторов платить за свое право владения потенциального частоты чисто символическую арендную плату.

Поэтому регулятор предложил внести изменения в Налоговый кодекс, которые предусматривают выравнивание тарифы мобильных операторов на радиочастоты вне зависимости от их диапазонов – на уровне 20 тыс. грн за 1 МГц. В результате, аренда операторов плату, которые разделяют в диапазоне 2300-2400 МГц и 2500-2700 МГц взлетит до 488 раз. По оценкам экспертов, в общей сложности три перечисленные компании будут обязаны уплатить в бюджет более 2 млрд. грн.

"Принимая решение, комиссия исходила из того, что все должны быть равны. То есть частоты, которые можно использовать для LTE, должны быть в той же ценовой категории. Таким образом, увеличение арендной платы за использование РЧР будет способствовать тому, что "держать перспективных частоты" станет экономически не выгодно", - пояснил Лиговской.

Другими словами, компании, которые принимают соответствующие частоты, они начинают развиваться, или будут вынуждены вернуться в свои государства. В этом случае они могут быть на конкурсной основе предоставленных другими операторами для внедрения новых технологий.

Помимо выравнивания арендной платы за частоты, Национальная комиссия предложила ввести специальные повышающие и понижающие коэффициенты – это своего рода лекарство от жадности. Выбор коэффициента составляет 0,75, 1,2 или 1,4 – будет зависеть от того, насколько оператор обладает частотами в определенном диапазоне. Таким образом, монополизация спектра станет убыточным для компании, потому что чем больше частот, которые они занимают, тем больше коэффициент будет применен и, следовательно, тем больше будет размер арендной платы.

Предложения регулятора, чтобы создать равные условия для операторов связи, нашли частичное отображение в правительство законопроект № 5132 "О внесении изменений в Налоговый кодекс, который был зарегистрирован в парламенте 15 сентября.

Но Кабмин решил взять инициативу НКРС по-своему. Итак, суть этого законопроекта заключается не в создании равных условий для всех игроков рынка, так как он включает в себя регулятор, но только в 488-кратное увеличение платы за мелких операторов, который занимает в диапазоне 2300-2400 МГц и 2500-2700 МГц. В то время как другие компании будут платить ту же арендную плату, как и прежде – на уровне 23 тыс. грн.

Игра не стоит

Вполне вероятно, что повышение платы за частоты WiMAX и действительно принесет ожидаемый результат, и небольшую нишу продленным доступом операторов", Intellecom и "s-линия" уступят место под солнцем более сильным игрокам. Кроме того, чтобы конкурировать с "большой тройкой" у них вряд ли получится.

Во-первых, 4г-проект предполагает инвестиции на миллиарды, что эти небольшие компании не могут себе позволить. Во-вторых, создание покрытия 4G предусматривает развертывание общенациональной сети, в то время как компаний МДС", Intellecom и "s-линия" не является достаточной клиентской базы.

Пример того, как эти факторы имеют важное значение для операторов при реализации таких масштабных проектов, таких как 4G, может быть опыт компании "Тримоб" - "дочка" крупнейшего украинского оператора фиксированной связи "Укртелеком".

Тримоб получил много лицензий 3G перед "большой тройки", что давало ему значительное конкурентное преимущество на рынке. Однако по широте охвата малого оператор не может сравниться с охватом отечественного телекоммуникационного гиганта. Вы ожидаете, что после получения лицензии "Тримоб" быстрыми темпами начнет развиваться их сети. Но ничего подобного не случилось – отсутствие достаточного количества их клиентская база не была предоставлена возможность для получения дохода, которые в будущем будут направлены на расширение охвата. В результате "Киевстар", "МТС Украина", и lifecell, гораздо позже, чем "Тримоб" получил 3G-лицензию, давно превзошел Пионер.

Теперь судьба "Тримоб" может повториться и mmds", Intellecom, "s-линия", которые заняли отборные частоты 4G. Однако, чтобы судить, насколько успешными они будут в реализации проекта 4G и как он будет окончательно разделен между ними радиочастотного ресурса, только после проведения тендера.

Законодательные инициативы

Но только справедливым распределением частот между участниками рынка связи не является достаточным для успешного внедрения 4G-связи в Украине. Еще одним важным шагом, необходимым для продвижения нашей страны на пути внедрения новых технологий связи, принятие законопроекта № 5051 "о радиочастотном ресурсе Украины", который предусматривает введение принципа "технологической нейтральности".

"Введение этого принципа, конечно, очень важно для рынка, поскольку это позволяет операторам работать с любыми стандартными в их существующей частоты, а также внедрять новые технологии. Учитывая скорость развития и оборот таких технологий в мире, это необходимый шаг", - пояснил УНИАН юрист практики интеллектуальной собственности юридической фирмы "Ильяшев и Партнеры" Мария Коваль.

Законопроект также содержит ряд важных новелл. Во-первых, позволяет мобильной и фиксированной использование частот вместе. Во-вторых, отменяет арендную плату за использование радиочастотного ресурса. Однако, государственный бюджет предусматривает компенсационный механизм – лицензионный сбор, сумма которого будет утвержден правительством на основе предложений НКРСИ.

Законопроект предусматривает сокращение перечня необходимых документов, которые должны быть приложены к заявлению на выдачу лицензии на использование частот. Также сокращается время обработки.

Между тем, несмотря на то, что проект закона О радиочастотном ресурсе был внесен в парламент 1 сентября, депутаты еще не рассматривали.

Но обвинять парламент в отсутствии интереса к проблемам украинской телекоммуникационной отрасли невозможно. 20 сентября парламент принял так называемую "это-день", в ходе которой обсуждался 7 важно законопроектов.

"У нас был тематический день информации и развития отрасли в парламенте. Это был блок из семи законопроектов. 90% плана было сделано вчера. Говоря футбольным языком, мы имеем 4:1 в пользу промышленности. Этот гол мы вчера забили, - закон об электронных коммуникациях", - заявил глава парламентского комитета Александр Данченко, подводя итоги парламентского голосования.

Он был особенно доволен принятие законопроекта № 4159 "о доступе к строительству инфраструктуры, транспорта, электроэнергетики для развития телекоммуникационных сетей". По словам Данченко, этот закон позволит регулировать отношения между всеми участниками Телеком-рынка, который, в свою очередь, позволит украинским операторам улучшить покрытие сети.

Другое важно-документы, принятые в первом чтении законопроекты Об электронной надежных услуг, кибербезопасность и облачные технологии.

"Но это была первая половина и вторая половина – второе чтение", - резюмировал Данченко.

Основным камнем преткновения

Другим важным препятствием на пути запуска связи 4G в Украине-это так называемое "лоскутное" покрытие.

Изначально, когда украинский телекоммуникационный рынок испытал радиочастот "бум", регулятор не имеет единой четко выработанной стратегии относительно того, как распределять частоты. Итак, сегодня на карте их распределение между операторами напоминает лоскутное одеяло. Так, частота GSM 900/1800 распределенных объедки. Если вы выделите в каждой из доступных частот, цвет перевозчика, к которому он принадлежит ("Киевстар" - синий, "МТС Украина" - lifecell красный и желтый), вы получаете очень красочный рисунок, который является неприемлемым для создания качественного покрытия LTE.

Частот, доступных на рынке уже давно нет – они неравномерно распределены между различными операторами. Некоторые компании Частотный ресурс в избытке, в других ее не хватает. Поэтому одной из основных задач регулятора на данном этапе-найти решение, которое позволит вам поставить всех операторов в равные условия.

Ожидать покрытия сети LTE были высочайшего качества и униформа в феврале, участники рынка, вместе с НКРС согласовала с британской компанией Анализ Мейсон на проведение научных исследований по внедрению 4G в Украине. Их цель-найти компромисс, который бы отвечал интересам всех заинтересованных сторон – операторов, клиентов и государства.

Время перемен

При этом регулятор и депутаты пытаются найти решение, чтобы установить основу для обеспечения высокого качества покрытия 4G, операторы будут всячески готовится к предстоящему запуску революционной технологии и протестировать ее. Первый новый продукт Украины я пытался Intellecom компании. На базе оборудования компании Ericsson, она провела публичную демонстрацию технологии 4G, достигая пика скорости загрузки 220 Мбит / с.

"Украина, безусловно, выиграет от введения нового стандарта мобильной связи. Опыт компании Ericsson на других рынках показывает, что существует тесная взаимосвязь между развитием мобильных технологий в стране и росту ВВП. Это также подтверждает недавнее исследование ассоциации: в 2015 году мобильные технологии принесли дополнительные 3,1 миллиарда долларов. в мировой экономике, который составил 4.2% мирового ВВП", - сказал он УНИАН Салман атик, руководитель мобильных сетей компании Ericsson в регионе Северная Европа и Центральная Азия.

Как технологии 4G включает в себя больше, чем просто быстрая скорость подключения к Интернету. Она является своеобразной базой для внедрения новых комплексных социальных проектов. Это, в частности, создание "умных городов, умный транспорт, умный сельского хозяйства и т. д. Эти проекты зависят от качества и скорости передачи данных и не могут быть полностью реализованы на скоростях в сети 3G.

Даже близкий и долгожданный запуск 4G, Украина все еще отстает от цивилизованных стран, темпы внедрения новых технологий. В то время, когда наша страна с энтузиазмом ждут появления четвертого поколения, в Европе рассматривают возможность введения 5г и ожидает того же от Украины.

Не один 4г

Сети 5G-это совершенно новое, не похожее на своих предшественников, связь поколений, который не только более высокую скорость интернета. Технологию 5G предназначена для изменения в повседневной жизни общества и сделать возможным массовое использование технологий Интернета вещей (iot).

"С развитием сетей 5G, мы увидим улучшение качества жизни для всех. Только представьте себе: широкое распространение телемедицины позволит Вам проводить сложнейшие операции, или для удаленного мониторинга здоровья населения в отдаленных сельских районах. Дистанционное управление машины в опасных условиях позволит снизить риск получения травмы, и массовое внедрение технологий "умных городов" будет способствовать повышению качества жизни. Это лишь несколько примеров. Иот станет источником преображения для всех отраслей промышленности, потому что это помогает стереть границы между физическим и цифровым миром", - сказала Атика.

В начале сентября еврокомиссар по цифровой экономике и обществу Гюнтер Эттингер заявил, что экспертиза потенциальных частоты 5G и внедрения технологий связи пятого поколения в Европе является одним из наших приоритетов. Уровень развития информационных технологий, ЕС отстает от таких развитых стран, как США и Китай, таким образом, Европейская экономика нуждается в инновациях и, следовательно, инвестиций.

"По нашим расчетам, в развитии цифровой экономики, Европа должна инвестировать 600-700 млрд евро (670-780 млрд. долл.)", - сказал Эттингер.

Тем не менее, он отметил, что поскольку Украина является частью общеевропейской инфраструктуры, часть этих инвестиций будет направлена также на развитие коммуникационных технологий 5G в нашей стране.

По предварительным оценкам правительства, 5G будет достигать Украина к 2020 году. И как бы фантастично не звучало на этих планов, наша страна уже может похвастаться стартапов создание проектов в области интернета вещей. В частности, некоторые из них работают в некоммерческом инкубатора ИТ-проектов на основе открытых данных "открытые данные инкубатора 1991".

"Одна из наших команд разработала датчик для смарт-холодильник, который каждый раз сообщает, когда его дверь кто-то открывает. Плюс развивается сканер, который периодически осматривает окружающее пространство, делает снимок и отправляет полученную картинку к хозяину. Так что вы можете видеть, что есть в холодильнике, а что нет, вы можете планировать свои будущие покупки. Эта команда работала совместно с Microsoft, что подтверждает экспортный потенциал изобретения", - поделился с УНИАН идея одного из украинских iot-проектах основатель инкубатора Денис Гурский.

Но мечтать о том, чего можно ожидать от украинской телекоммуникационной отрасли в среднесрочной перспективе, мы не должны забегать вперед. Прежде чем говорить о введении в Украине технологии 5G необходимо для реализации стандарта LTE, которая уже успешно работает во всех ведущих странах мира. Только слаженная, поэтапного и взвешенного подхода к внедрению новых технологий связи может обеспечить самое высокое качество и надежное покрытие. Кроме того, он является наиболее целесообразным с технической и социально-экономической точек зрения.

Надеюсь, что Бурбела (УНИАН)



Категория: Авто-спорт